On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Епархиальный секретарь




Пост N: 516
Рейтинг: 1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.09 10:36. Заголовок: Для кого-то проклятый никонианин, для Катакомб он святой


Для кого-то проклятый никонианин, для Катакомб он святой

СЛОВО НА ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. ПРАВ. ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО (02.01.2009)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня – высокознаменательный день. Мы совершаем память св. прав. о. Иоанна Кронштадтского. Сегодня исполняется сто лет со дня праведной кончины сего дивного мужа. Сей святой особливым образом близок именно Катакомбной Церкви. Его появление и служение в Русской Церкви на рубеже XIX-XX вв. имело несомненно пророческое значение – как для судеб мiрового Православия, так и для судеб Русских Катакомб в особенности… Очень много мистических граней сошлось в его судьбе, в его служении. Начать с того, что это был достаточно обособленный, «опричный» священнослужитель на момент состояния Русской Церкви пред богоборческой революцией. Когда все кризисные проявления в ней вызревали и усиливались. Это был «белый священник» - и как «белому», не-монашествующему священнику ему не светило ничего в плане церковной карьеры. В бюрократической церковной системе «белое священство» занимало наинизший ранг, содержалось в самом «чёрном теле» (это звучит как некий каламбур, но это освидетельствованный исторический факт). Тем не менее, он соделался в полной мере «всероссийским пастырем» (обнимая своим пастырским попечением буквально все сословия – вплоть до Императорской Фамилии), и он, единственный за весь синодальный период истории Русской Церкви, единственный приходской священник, простой протоиерей, введённый в состав Священного Синода. Те великие духовные дарования, проявившиеся в нём, невозможно было не увидеть. Невозможно было отрицать – можно было завидовать, злословить, злобствовать, чем многие (в том числе и в церковной среде) пробавлялись. Его служение резко выделялось на общем фоне, не укладываясь в трафаретное представление о «пастырстве». Он не чуждался самой радикальной политической деятельности – вступив в Союз Русского Народа, организацию, скажем так, отнюдь не охранительного, но национал-революционного толка, партию «революционеров справа»… Кроме того, с именем Иоанна Кронштадтского связано такое предреволюционное духовное движение, как «иоанниты», которые были «отлучены» тогдашней церковной бюрократией, но которые впоследствии (уже в период иудо-большевицких гонений) влились в состав Катакомбной Церкви. Тем самым, как св. прав. Иоанн Кронштадтский, так и его окружение, каким-то образом предвосхитили явление Русских Катакомб. Подобно тому, как т.наз. «имяславцы», также «отлучённые» синодальными бюрократами от Церкви, но содержащие истинное учение о Имени Божием, впоследствии соделались одной из основ Катакомбной Церкви, подобное произошло и с «иоаннитами». Примечательно, что для «имяславцев», о. Иоанн Кронштадтский также был одним из основных духовных авторитетов… Тем самым, ещё раз подтвердился пророческий характер служения о. Иоанна Кронштадтского. Наконец, он «пророчествовал» и в прямом смысле сего слова: он предрекал и богоборческую революцию, и низвержение Монархии и гонения на веру, и жидовское иго над Русью и многое иное… Но и ещё одно обстоятельство делает его весьма значимым для нас: от него остались дневниковые записи, кои он регулярно, изо дня в день, поверял бумаге на протяжении более чем полувека – со дня своего назначения к служению в Андреевский собор в Кронштадте… И сии дневники весьма близкого от нас по времени Святого позволяют нам каким-то образом прикоснуться к его внутреннему духовному миру, каким-то образом познать его святость «изнутри»… И сие тем более важно, что стереотипическое представление о Святости, как оно сложилось в современной церковной среде, весьма далеко отстоит от реального образа святости. Святость превратилась во что-то мумифицированное, очень трудно пробиться к живой святости за какими-то общими, стандартными рассуждениями о ней. Это весьма важно выразуметь, и дневники Иоанна Кронштадтского здесь, поистине, неоценимое подспорье. Тут духовный мир сего святого, пред читателями дневников предстаёт весьма нетривиальным и нестандартным. Читая их, можно приметить три «лейтмотива»: они заполнены, во-первых, наблюдениями над своим здоровьем (в особенности записи последних лет), во-вторых, довольно нелицеприятными отзывами о современниках (в диапазоне от еретика Льва Толстого, до острой критики в адрес государственных сановников и даже самого Царя), и, в-третьих, описаниями собственно «духовных озарений», посещавших нашего Святого. И это всё вкупе, действительно, очень далеко от какого-то «прилизанного», «адаптированного» житийного псевдоканона. И способно «смутить», а то и «соблазнить» людей, воспитанных на «розовой водичке» подобных представлений о Святости. Но это вполне соответствует опыту всех святых Божиих, просиявших в лета древние – всё они имели свою ярко выраженную индивидуальность, все были не «автоматами благочестия», а живыми людьми, тем не менее, жившими с Богом и в Боге. В Боге Живом (!), а не благочестивой абстракции. Святые могли проявлять весь спектр человеческих чувств – и гнев, и суровость, и неприязнь друг к другу, и какие-то действия, кои с фарисейской точки зрения надо бы «заклеймить» как аморалистические – но были и оставались именно Святыми Божиими – как по Божественному избранию, так и по своему подвигу. Тоже здесь: свят и св. Царь-мученик Николай, свят и прав. Иоанн Кронштадтский – и вовсе не к чему «затушёвывать» их непростые взаимоотношения при жизни обоих. Сие не умаляет их святости. У каждого свой путь… Это ведь только в пустопорожних головах нынешних «православствующих» засело стойкое представление о духовной жизни, как о тотальном единообразии: молись, постись, ходи в церковь, преврати себя в «винтик» некоего «благочестивого» механизма… Но на таком пути можно соделаться этаким «православнутым зомби», «роботом добродетели», но едва ли – Святым. Дух Божий едва ли вселится в «робота» и едва ли удостоит «зомби» Своего обитания… И мы видим, что Иоанн Кронштадтский также делал то, что соблазняло многих: он жаловал дорогие одеяния, разъезжал на карете, носить ордена на шёлковой рясе, вкушать изысканные яства и т.п. И при всём при том он был величайшим Духоносцем, причастником величайших даров Святаго Духа . Сие – великое назидание для нас. Сие, наверное, главный урок, коий нам преподносит этот великий Праведник. Ибо мы, наша Катакомбная Церковь ИПХ – есть Церковь Святых Последних Дней. И нам с вами чрезвычайно важно усвоить сей урок. Очень многие отцы и братья наши могут совершать своё восхождение к вершинам Святости путями, скажем так, не вполне тривиальными, а подчас и весьма «экстравагантными». Отнюдь не теряя своей «праведности» и «православности»… Да не смутит и да не соблазнит нас никто и ничто. Должно двигаться по предначертанной каждому из нас стезе, памятуя, что «Господь любит праведники»: любит св. прав. Иоанна Кронштадтского, любит и нас, верно чтущих его святую память. Да возлюбим и мы Его и далее да творим, что пожелаем, по сказанному: «люби Бога и делай, что хочешь». Аминь.

иерей Роман Бычков


Этот постинг представлен епархиальным секретарем Архиепархии Чебоксарской и Сарматской ИПХ по связям с электронными СМИ. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 62
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет