On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Епархиальный секретарь




Пост N: 396
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.08 13:34. Заголовок: Русский Арийский этнос - Поморы (продолжение)


КТО ТАКИЕ ПОМОРЫ И ЧТО ТАКОЕ ПОМОРЬЕ

Сейчас в России с большими трудностями, сталкиваясь с сопротивлением властьпредержащих, медленно, но всё же идёт возрождение, я бы даже сказал новое формирование русской нации. В публикациях газет и журналов можно найти сведения о русских этносах - о казаках, о великороссах, малороссах, белорусах и русинах. Но очень мало рассказывается о древнем и героическом русском этносе - поморах. А ведь поморы немало сделали и делают для русского государства. Из поморов вышли такие знаменитые люди, как М. Ломоносов - учёный, Ф. Шубин - скульптор, А. Баранов - бессменный управитель Аляски, Ермак, Дежнёв, Хабаров, Стадухин, Атласов и многие другие землепроходцы, которые ещё задолго до казаков проникали за Урал и осваивали Сибирские земли, а позже вели освоение Дальнего Востока и Аляски. Для сведения - нынешний город Ситка (штат Аляска) раньше назывался Новоархангельск. Также из поморов вышли - Стефан Пермский - ближайший сподвижник Сергия Радонежского по объединению Руси, Иоанн Кронштадский и многие другие великие люди земли Русской.

Ввиду того, что по национальному происхождению я - русский, а по этническому - помор, и потому что Россия - моя большая Родина, а Поморье- малая, я хочу рассказать о поморах.

Прежде всего, какую территорию охватывало Поморье?

Чтобы не вдаваться в перечисление озёр, рек и городов, которые находились на территории Поморья, и чтобы было понятно современному читателю, обозначу ее границами нынешних территориально - административных образований. Территория Поморья - это бывшие Архангелогородская, Олонецкая, Вологодская губернии, а также Вятка и Пермь. Если посмотреть на современную карту, то это территории Архангельской, Мурманской, Вологодской, Пермской, Вятской и части Ленинградской областей, а также двух искусственно созданных большевиками национально-территориальных образований: Карелии и Коми.

Что же повлияло на формирование поморского этноса?

После крещения Руси в 988 году сюда уходили русичи, которые не приняли христианства. Вплоть до XIX века в Поморье существовали поселения, где исповедовали дохристианскую веру. А после раскола православной церкви в XVII веке сюда уходили люди, не принявшие нововведений Никона. Более того, в Поморье развернулось мощное старообрядческое движение. Соловецкая обитель сопротивлялась царским войскам более 7,5 лет. Со временем эти факторы сформировали Древлерусскую Поморскую Православную церковь.

Следующим условием, которое повлияло на формирование поморского этноса, было то, что поморы не знали крепостного права и монголо-татарского ига. О свободолюбии и самостоятельности поморов говорят следующие факты: царские чиновники обращались к поморам только по имени и отчеству, а в остальной России людей называли по уменьшительным прозвищам. Решения «Поморского Мира» (что-то вроде Казачьего Круга, но с большими полномочиями) не решался отменять даже Иоанн Грозный. А в 1589 году в противовес Судебнику 1550г, рассчитанному на крепостное право, был разработан «Поморский Судебник», в котором особое место уделялось «Статьям о бесчестии».

В этническом плане поморы сформировались из местных угро-финских племён и пришлых словен ильменцев, а позже - новгородцев. Это привело к возникновению поморского языка («Поморска говоря»), отличному от остальной Руси. Ввиду тесной связи поморов с Норвегией и того, что поморы жили в северной Норвегии и на островах Грумант (Шпицберген), образовался язык русьнорг (70% поморские слова, остальное - норвежские). Русьнорг был запрещён для использования большевиками в 1917 году.

Этноним «ПОМОРЫ» возник уже в XII веке. Заметим, что ни России, ни русских в то время ещё не существовало, а название «Великороссы» возникло только в XIX веке. До XV века территория Поморья входила в Новгородскую Русь. В начале XVI века, после войны Новгорода с Московским княжеством, Поморье было присоединено к Московии. Ещё до Петра I поморы имели свой торговый и промысловый флот, на судах которого, кочах и лодьях, они ходили на запад - в Норвегию, на Грумант, и на восток - на Матку (Новую Землю). Позднее поморы первыми стали торговать с Англией, Голландией и другими европейскими странами.

Но было бы неправильно утверждать, что поморы вели только морской промысел, морскую торговлю и занимались исследованием земель только морскими путями. Ещё задолго до походов Ермака на восток, в Сибирь, поморы, продвигаясь посуху и рекам, исследовали за Камнем (Уралом) югорские земли по всему течению Оби вплоть до реки Тобол.

Кроме пушного, морского промыслов и торговли, поморы добывали янтарь, жемчуг, занимались металлургическим производством. Они изготовляли не только железный хозяйственный инвентарь и медную, оловянную, латунную утварь, но и получали государственные заказы. Так, например, в 1679 году холмогорские оружейники получили заказ из Москвы на изготовление 2000 оружейных замков шотландского образца. Умели поморы отливать медные колокола и пушки.

В XV-XVII веках одним из важнейших промыслов было солеварение. Солью они обеспечивали и себя, и все государство. Так же поморы занимались кожевенным и такелажным производством. Такелаж производился по европейским стандартам и экспортировался в Западную Европу. Кроме этого поморы занимались сельским хозяйством: сеяли рожь, лён, овёс и другие культуры. Любопытный факт - на Соловках выращивались арбузы, персики, мандарины, виноград. Поморы, занимаясь животноводством, вывели знаменитую Холмогорскую породу коров и Мезенскую породу лошадей. Только в Санкт-Петербург пять раз в год отправляли по 1500 голов крупного рогатого скота.

Это только малая часть того, чем занимались поморы.

Поморы героически участвовали во всех войнах Российского государства. Есть сведения, что в IX-X веках норманны совершали набеги на территорию Беломорья. Но, встретив упорное сопротивление местных жителей, так и не смогли захватить эти земли. Эта борьба нашла отражение в поморских былях и сказаниях. В смутные времена, как пишет историк Платонов, поморские города первыми, ещё до ополчения Минина и Пожарского, оказали организованное сопротивление польско-литовским интервентам. Во времена Петра I поморы участвовали во всех морских сражениях, поскольку составляли основу петровского флота. На Бородинском поле основной удар наполеоновских войск приняли на себя Архангелогородский и Двинской полки, состоявшие из поморов. Во время Крымской войны самостоятельно, без участия регулярных войск, предотвратили попытку англо-французского флота высадить десант на берег Белого моря. Нет смысла перечислять все войны и сражения, в которых проявили себя поморы. Это тема отдельного разговора.

В своей небольшой работе я поверхностно рассказал, что такое Поморье и кто такие поморы. Исследование поморского этноса требует более глубокого и научного подхода. К сожалению, советская историография, зашоренная интернациональной идеологией и русофобией, намеренно отрицала существование поморского этноса. Но несмотря на трудности, поморский этнос возрождается как неотъемлемая часть русской нации. Не заметить этого сегодня нельзя!

Если Вы хотите узнать более подробную информацию о поморах, выходите на сайты в Интернете: http://pomor-patriot.narod.ru , http://pomor.norland.ru пишите автору этой статьи Ломакину Владимиру Николаевичу: E-mail: lvnpomor@atnet.ru и по адресу: 163020 г. Архангельск, А/Я 65.


Этот постинг представлен епархиальным секретарем Архиепархии Чебоксарской и Сарматской ИПХ по связям с электронными СМИ. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]





Пост N: 143
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.10 12:09. Заголовок: ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПОМОР..


ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПОМОРСКОЙ АЗБУКИ.

http://pomor-land.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=108:2010-05-03-11-04-59&catid=1:2010-02-06-11-45-13&Itemid=2

http://www.forum.megatula.ru/viewtopic.php?t=3446&postdays=0&postorder=asc&start=30

В Умбе задумали издать второй том уникальной "Поморской азбуки", которая вышла в конце прошлого года при поддержке колхоза "Беломорский рыбак" и властей Терского района. Эту книгу придумала Надежда Овсянникова, с текстом помогла библиотекарь Елена Белошеева, а с оформлением - художник Юрий Антропов, его ученики, а также воспитанники детских садов и школьники. Каждый рисунок иллюстрирует определённое слово. Алаш - это очаг на судне. Тоня - рыболовный участок. Гмыза - плакса. А есть ещё заветерь, рекоплав, козули. Поморский язык очень звучный и образный. За каждым понятием своя история, которая органично дополняются стихами и сказками. Читателям открывается особый мир поморов - старинные сёла и храмы, удивительные пейзажи и традиционные ремёсла. Азбуку использовали на занятиях по краеведению, она так понравилась детям, что появилась идея расширить ее и переиздать, если найдутся деньги.

www.murman.rfn.ru


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 144
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.10 12:42. Заголовок: ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОМОРСКО..


ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОМОРСКОГО СЛОВА.

http://praktika.karelia.ru/article/724

http://www.forum.megatula.ru/viewtopic.php?p=106665#106665

Нашим научным руководителем была назначена Любовь Петровна Михайлова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, заслуженный деятель науки РК. Будучи по-настоящему увлечённым исследователем и опытным лингвистом, Л.П.Михайлова провела более 50 экспедиций, в результате которых собран значительный по объему лексический материал для Новгородского областного словаря, Словаря русских говоров Карелии (СРГК). Интерес к любимому делу и стремление изучать новый материал не иссякает! Любовь Петровна активно участвует в работе лаборатории лингвокраеведения и языковой экологии при кафедре русского языка КГПУ. На сегодняшний день более 120 её авторских публикаций вышли в свет! Она умело совмещает исследовательскую работу с преподаванием – под заботливым руководством Любови Петровны выполнены десятки дипломных исследований.

Любовь Петровна предложила мне индивидуальную работу со «Словарём живого поморского языка» И. М. Дурова.
Об авторе словаря Иване Матвеевиче Дурове, оказалось, известно совсем немного. Единственная работа, на которую мы можем сегодня опираться – это опубликованная статья руководителя Карельского научного центра РАН В.П.Кузнецовой «Словарь живого поморского языка» И.М.Дурова как источник для изучения этнокультурных контактов». Она рассказывает о труде всей жизни И.М. Дурова и о его собственной судьбе,
Рукопись «Словаря живого поморского языка» хранится в Научном архиве КарНЦ РАН. Автор Иван Матвеевич Дуров работал над словарём около 20 лет. Можно сказать, что рукопись – это основной, самый значимый труд его жизни. Словарь не только передаёт лингвистическую информацию о языке поморов, но и рассказывает об их жизни. Материал собирался в то время 20-го века, когда говор был еще живым, в повседневном общении им пользовались. Здесь отражены такие элементы языка, которые сейчас уже исчезли.

Судьба самого автора словаря насыщена событиями и очень трагична. И.М. Дуров родом из поморского села Сумский Посад. Получив образование в Сумском высшем училище, и окончив курсы «Самообразование», он заинтересовался историей родного края. Краеведческие работы Ивана Матвеевича – это и словарь по рыболовному промыслу, и исследование истории Беломорья, и, конечно же, «Словарь живого поморского языка», говорят о его неподдельной увлечённости и преданности делу. Его восторженному энтузиазму и трудолюбию можно лишь позавидовать! Только человек, знающий цену народному языку, мог посвятить ему столько работ, требующих времени и усилий. Иван Матвеевич не лингвист по образованию, но лингвист по призванию. Жизнь И.М.Дурова закончилась трагически: в 1937 году он был репрессирован, а в 1938-м – расстрелян. Как крупный специалист по краеведению и исследователь Поморского края, он внёс неоценимый вклад в языкознание и этнографию.
Что касается задания, которое мне предложила Любовь Петровна, то суть его состояла в том, чтобы набирать рукописный текст словаря на компьютере.

Вот такого поворота событий я не предполагала. Мой фрагмент текста состоял из 90 страниц. Конечно, я согласилась, но меня смущала однообразие предстоящей работы, и казалось странным, что словарь написан от руки. Но, получив свой фрагмент текста, поняла – скучно не будет. Да, это были всего лишь ксерокопии оригинала словаря, по ним бежали строчки мелким, местами непонятным почерком, и, казалось бы, ничего примечательного в них не было. Но, пролистав несколько страниц, чтобы определить, смогу ли разобраться в незнакомом почерке, я наткнулась на слова: «Частушка: кисни, кисни квас / У свекрови вырви глаз» или «кишка кишку ищет, т.е. сильно проголодался». Последнее выражение заставило меня улыбнуться, так как, я думаю, каждому студенту знакомо это чувство…да и не только студенту.

В процессе работы я столкнулась с несколькими проблемами: во-первых, не все слова оказались понятны из-за особенностей почерка, во-вторых, встречались в тексте орфографические ошибки, которые автоматически хотелось исправить. Но Любовь Петровна объяснила, что это лексикографическое издание и следует сохранить авторский текст в первозданном виде. Самой большой трудностью было учесть все знаки препинания в нужных местах и правильно оформить пометы. Это требовало особой внимательности. Закончив основную работу с текстом, я заинтересовалась словарём в целом, и решила спросить Любовь Петровну о его специфике и значимости для науки:
– Есть ли какая-то отличительная черта словаря?
– Он представляет местную лексику Сумпосада, Нюхчи, Вирмы и др. Это узко региональный словарь, в нём отражён только поморский говор.
– Существуют ли спорные вопросы относительно словаря? Какие?
– Главным вопросом является: менять ли авторский текст в соответствии с современной орфографией? Но моя позиция такая – это лексикографический памятник, и текст следует оставить без изменений.
Большей частью вопросы связаны с изданием, техническими мелочами.
– Какую ценность представляет словарь для науки?
– Любой словарь – это ОГРОМНАЯ ценность для науки. Он обязательно содержит такие элементы, которых нет в других словарях. Он БЕСЦЕНЕН!
Словарь И. М. Дурова – не только память о языке Поморья, но и свидетель богатства, разнообразия и жизнестойкости культуры Карелии.
На сегодняшний день в Институте языка, литературы и истории КарНЦ РАН одним из научных проектов является программа по подготовке к изданию «Словаря живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении». Работа по набору текста ведётся с весны 2007 года. В этом проекте под руководством Л.П.Михайловой, кроме меня, приняли участие мои однокурсницы Д.Н. Бушманова, А.А. Горшкова и студенты – заочники 2 курса Е.О. Озерская, Н.А. Шекурина, Ю.А. Васильева. В общей сложности нами была выполнена работа объёмом 11 авторских листов (полный объём рукописи словаря составляет 50 авторских листов). В деканат ИФФ пришло благодарственное письмо из ИЯЛИ КарНЦ РАН, в котором от лица института и редколлегии нам была выражена благодарность за помощь в подготовке к публикации «Словаря живого поморского языка».
Вот так с пользой я прошла диалектологическую практику: не только внесла свой, хоть и маленький, но вклад в издание словаря и получила за это благодарность, но и открыла для себя пленительный мир живого слова, который увлекает и, оставаясь тайной, вызывает множество вопросов. Языки и их диалекты, как люди, рождаются и умирают, одни стремительно развиваются и процветают, другие исчезают, сохраняя лишь память о своём существовании. Но главным остаётся то, что любой язык – это отражение живой истории жизни народа. Мы не должны забывать об этом, чтобы сохранить самобытность нашей культуры. Ведь словом мы пишем свою историю.


Светлана Ратушная,
студентка историко-филологического
факультета КГПУ



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 145
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 20:09. Заголовок: http://jpe.ru/1/max/..




Захряпы (надевахи) - вытесанные из дерева куклы в человеческий рост, последние отголоски чудского язычества.
До сих пор встречаются в самых глухих уголках Архангельской области и республики Коми.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 146
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.10 06:50. Заголовок: Захряпы. http://www..


Захряпы.

http://www.arh-eparhia.ru/articles.php?id=1954


"...В деревне был скит, рядом с которым стоял крест. Однажды староверы сожгли себя в том ските по не понятным никому причинам. Крест местные жители после этого перенесли на кладбище и прозвали его "крест беды". Но это было в давние времена. Мы же, когда шли по дороге с кладбища, в сторону от деревни, видели в лесу захряпы. Захряпы - это идолы, истуканы, обереги, которые раньше ставили в местах рыболовецких или охотничьих угодий. По всей видимости, они сохранились в некоторых деревнях и до сих пор, но, по крайней мере, жители Езевца предпочли особо о них не рассказывать. Возможно, это какая-то их местная тайна..."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 147
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.10 07:14. Заголовок: Бронзовый тюлень ник..


Бронзовый тюлень никому не расскажет о героизме десятков поморских женщин.

http://www.dvinainform.ru/actual/2010/05/07/84327.shtml

В Архангельске, подобно столице Италии, где увековечен подвиг гусей спасших Рим, теперь находится памятник «Тюленю-спасителю», накормившему тысячи архангелогородцев и ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Нет сомнения, что сказать «спасибо» этому зверю было необходимо, однако, высказываются мнения, что от голодной смерти наших соотечественников спасали люди, а не тюлени...

«Например, в норвежском городе Тромсё установлен памятник героизму морских зверобоев. Увы, архангельский бронзовый тюлень никому не расскажет о героизме десятков поморских женщин, которые вместо мужчин во время войны выходили на торосящийся лед Белого моря и добывали зверя», - прокомментировал ИА «Двина-Информ» председатель Национального культурного центра «Поморское Возрождение» Иван Мосеев.

По его мнению, организовать крупные поставки тюленьего мяса в условиях войны было бы невозможно без героизма простых поморов, без их многовекового опыта охоты на морского зверя. Например, сегодня, случись в стране голод, добыть тюленя для спасения голодающих горожан будет уже невозможно. «Этого многие не понимают. Добывать тюленя в Белом море могут только опытные поморские зверобои, с детства владеющие навыками опасной ледовой охоты. Сегодня численность тюленей в Белом море растет, а вот поморские села, лишившиеся тюленьего промысла, практически вымерли. На мой взгляд, за фигурой бронзового Тюленя не видно трагических судеб простых людей, поморов, которые и были настоящими Спасителями северян и ленинградцев от голодной смерти в годы военного лихолетья», - считает Иван Иванович.

Напомним, 6 мая в Архангельске состоялось торжественное открытие памятника «Тюленю-спасителю», надпись на котором гласит «О, сколько ты народа спас от голода и холода». Скульптура тюленя высотой около полутора метров и массой около 900 килограммов отлита из бронзы в Подмосковье. В подножие монумента заложена капсула с именами создателей памятника.

В 1944 году из Архангельска в Ленинград для ликвидации последствий блокады было отправлено более тысячи тонн пищевого и медицинского жира из тюленьего сала. Вкус тюленьего мяса и жира до сих пор помнят многие жители города, пережившие тяжелые военные годы. Они считают, что именно гренландский тюлень спас от голодной смерти многих горожан.

Впервые идея установки памятника была высказана еще в 1946 году. А участники тех далеких событий, члены общественной организации «Дети, опаленные войной» довели идею до конца. Они обратились в мэрию с инициативой поставить памятник. Объявили сбор денежных средств. Вместе с жителями Архангельска городские власти поддержали проект. Из муниципального бюджета было выделено более трех миллионов рублей на изготовление и установку памятника.

Известный российский артист Олег Басилашвили, который еще ребенком в 1941-1942 годах жил в Архангельске, рассказывал, что хорошо помнит картошку, пожаренную на тюленьем жире. «Такой вкуснятины больше никогда не встречал! - вспоминает Олег Валерьянович. - Потом я был эвакуирован в Тбилиси и прикреплен к столовой. Там давали ржавого цвета щи с тремя несчастными лапшинками, но и это вкусно было...».

(ИА «Двина-Информ», Екатерина Герасименко, фото Сергея Земскх)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 148
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.10 09:24. Заголовок: Поморский вопрос. h..


Поморский вопрос.

http://gazeta-licey.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=1482&pop=1&page=20&Itemid=1

Автор Наталья Мешкова
05.04.2010 г.

Общественные организации надеются, что на съезде поморов разговор пойдет о широком круге проблем, в первую очередь о безработице, а не будет носить исключительно культурно-этнографический характер.

В марте журналист «Лицея» Ирина Ларионова побывала в командировке в поморских деревнях. Впечатления у нее остались полярные. Радостные после встреч с людьми, сохраняющими старинный уклад, после знакомства со школой в Сумпосаде (см. публикацию на сайте). И грустные от того, что происходит с поморскими селами:

— Нюхча, когда-то большая деревня в 400 дворов, наполовину опустела. В колхозе, где раньше было несколько бригад, и не только рыболовецких, но и сельскохозяйственных, теперь всего два звена по три человека. Выловленную рыбу девать некуда. Клуб холодный, ремонт в последний раз, наверное, сделан был в советское время, свет едва теплится. Особая гордость сельчан своего рода краеведческий музей — сотни предметов поморского быта. Правда, места для него нет, поэтому находится он в обычном сарае, который сельчане так и называют — Хламной сарай…

Поморы, как сообщает Википедия, субэтнос русского народа, потомки древних новгородских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. Известно, что были это люди свободолюбивые, не знавшие крепостного права.

Предыдущие съезды поморов состоялись в поселке Умба Мурманской области и в Архангельске. О предстоящем съезде, который пройдет 16 — 17 сентября в Беломорске, о том, что волнует местных жителей, шла речь на недавней встрече членов общественных организаций «Русский Север», «Заонежье» с заместителем министра по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Карелии Еленой Богдановой. Надо отметить, что в Карелии именно Миннац «ответственный» за съезд, в Мурманской области и Архангельске то была забота общественных организаций.

Волнует северян многое: и природопользование, и сохранение традиционного образа жизни, но прежде всего, как повсюду, безработица. Культура тоже оказалась в положении бедной родственницы, и вовсе не по причине ее невостребованности, а из-за отношения государства, местных властей. Что говорить, если возникли сложности с сохранением даже знаменитого на всю Россию Поморского народного хора!

Социологический опрос среди русских, который только что провел Миннац Карелии в пяти районах республики (Беломорском, Кемском, Медвежьегорском, Пудожском и Лоухском), показал, что люди первое место в сохранении социальных институтов отводят учреждениям культуры (клубам, домам культуры), семье и образованию, последнее — органам местного самоуправления. Большое значение придают народным праздникам, по мнению 52,8% опрошенных, именно они связывают с культурой предков, на втором месте язык (48,5%).

Данные этого опроса, на мой взгляд, поразительны. Оказавшись в последние десятилетия на грани выживания, значительная часть сельских жителей — около трети — не сотавляет творчество: участвует в фольклорных коллективах, проводит народные праздники, занимается традиционными ремеслами.

Елена Богданова считает, что необходимо в законодательном порядке решать вопрос о статусе коренного народа у поморов. Но по мнению общественников, трудности их жизни вызваны общим социально-экономическим упадком. Вепсы имеют статус коренного народа, тем не менее и у них хватает проблем.

Председатель «Русского Севера», историк, поэт и художник Вячеслав Агапитов глубоко убежден в том, что все губит неверная идея личного обогащения: «Ставка на стяжательство ни к чему хорошему у нас не приводит». Не случайно те, кто поклоняется золотому тельцу, на Севере, как правило, люди пришлые, местные их за своих не считают. И особенно поморы — народ, не принимающий никакого рабства…

«Лицей» № 4 2010



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 149
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.10 09:26. Заголовок: Помор ТВ: http://po..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 150
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.10 10:27. Заголовок: Поморы задолго до казаков освоили и обжили Индигирку!


Якутский опыт - на благо Поморья!

http://pomorcpp.org/insight/?id=1526


Анатолий БЕДНОВ // Согласно законодательству Саха-Якутии потомки поморских первопроходцев Сибири (старожильческое население республики) уравнены в правах и льготах с коренными малочисленными народами Крайнего Севера. Такая информация прозвучала на состоявшейся в Архангельске научной конференции «Исследование Российской Арктики: прошлое, настоящее, будущее» где с докладами выступили ученые из Якутии. Речь идет о русскоустьинцах, колымчанах и других локальных этнических группах, ведущих свою родословную главным образом из архангельского Поморья. Ныне они проживают в четырех населенных пунктах на территории Якутии.
  Вот как оценивает ситуацию Лилия Винокурова, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН:
— Я думаю, что русское старожильческое население — это культурный реликт, локальный феномен, который мы обязаны не только сохранить, но еще и изучать, исследовать. И поморская культура тем более заслуживает такого отношения.
Поэтому предоставление такого статуса для поморов также было бы хорошим делом, потому что традиционная культура теряется, не восстанавливается. Желание людей сохранить свое лицо, стремление к самоидентификации нужно поддерживать.
 В Якутии люди сами всегда подчеркивали: мы — старожилы, мы не временщики, не проходимцы. По данным специалистов, казаки, достигнув рек Индигирки и Колымы, обнаружили живущих там своим миром поморских людей. Там сохранился говор, есть былины, песни, уходящие корнями в 16-й век — именно в тех формах, которые существуют в Поморье. Это подтверждается и данными топонимики, ономастики. В других регионах Сибири этого нет, а в Якутии есть. В нашей республике всегда был интерес к старожильческой культуре, и поморские исследователи тоже могли бы поднять этот вопрос.
Итак, можно резюмировать, что в национальной республике права и законные интересы русскоязычных сибирских старожилов защищены на порядок лучше, чем в Архангельской области — права и интересы поморов. Есть предмет для размышлений и дальнейших действий для нашей областной администрации, возглавляемой выходцем из Якутии. Пока же губернаторская команда не предприняла каких-либо серьезных шагов навстречу поморам.
Кстати, на конференции не было никого из руководителей региональной администрации в ранге директора департамента и выше. Хотя речь шла о вопросах весьма злободневных: например, перспективах изучения Мезенской синеклизы. На конференции говорилось и о ситуации, складывающейся вокруг Груманта (Шпицбергена), ныне принадлежащего Норвегии. Обоснование и отстаивание приоритета поморов в освоении этого заполярного архипелага будет способствовать защите российских интересов в этом секторе Арктики.
Пока же об освоении поморами арктических регионов говорится мало. Памятники, свидетельствующие о пребывании на островах российских мореплавателей, исчезают. На конференции приводились факты вандальского отношения нынешних хозяев Груманта к поморскому наследию: например, подпиливание обетных крестов, воздвигнутых отважными мореходами по берегам архипелага. А наши «профессиональные патриоты» до сих пор не удосужились увязать геополитические интересы с историческими фактами.


Егор Тельнов

Арктика вновь удивляет

В селе Русское Устье обнаружена шахматная фигура времен Ивана Грозного

http://old.gazetayakutia.ru/article.aspx?id=15639

Как она сюда попала? Неужели здесь, в тундре, на краю ойкумены в старину играли в шахматы? Как достоверно известно, в этом году исполняется 370 лет со дня открытия Индигирки казачьими отрядами, информация об этих событиях хранится в архивах Якутии. Однако местные легенды и предания Русского Устья настаивают, что село основали выходцы из Новгорода Великого еще во времена Ивана Грозного, бежавшие сюда от преследований царя. Кстати, в будущем году исполняется 1150 лет со дня основания Новгорода Великого, а ведь известно, что шахматная игра была довольно распространена среди тамошних бояр, купцов и просто богатых людей. Это еще одно свидетельство в пользу поморской версии происхождения старинного русского поселения.
Шахматную фигурку, изготовленную из моржовой кости, обнаружили русскоустьинцы, прибывшие посетить свою малую родину на старом месте села, в 30 километрах выше по Индигирке. Случайно зачерпнутая горсть земли с берега хранила эту уникальную находку. Более 1100 километров вниз по реке Индигирке прошли на лодке русскоустьинцы Вениамин и Игорь Чикачёвы. Свой поход они совершили в память 370–летия открытия реки Индигирки казачьими отрядами Постника Иванова (Губаря) и Ивана Реброва, которые одновременно в 1638 году освоили сухопутный и морской пути на Индигирку и основали несколько селений.
Начали они своё путешествие с Момского района и закончили в дельте реки Индигирки. Вот что сообщили путешественники:
– У нас было несколько задач. Во-первых, повторить речной путь землепроходцев. Посмотреть, почувствовать на себе хотя бы частично его условия и сложности. Во-вторых, посетить населенные пункты, основанные землепроходцами, в том числе заимки в дельте Индигирки. В-третьих, посетить в районах путешествия библиотеки, музеи, школы и передать им в качестве дара книгу А.Г.Чикачёва "Русские. Полярный вариант культуры". Ну и, конечно, встретиться с людьми, пообщаться, побеседовать, найти первое место стоянки поморов в дельте, которое, по преданиям, называется Гулянка.
Считаю, что мы все поставленные задачи выполнили – прошли путём Постника Иванова (Губаря).
Посетили Зашиверск, устье реки Уяндины, где казаками был построен первый острожек на Индигирке. Посетили также места русских поселений верховских поречан: Ожогино и Похвальный. Побывали во всех административных центрах, посетили музеи и библиотеки. Кстати, на Индигирке живут очень доброжелательные люди, везде нам помогали, живо интересовались нашими делами, делились новостями, угощали рыбой.
В Чокурдахе к нам присоединился Иннокентий Иванович Новгородов, и мы продолжили путь к морю. В устье мы посетили большинство заимок по Русскоустьинской, Средней и Колымской протокам. Нашли место Гулянки и установили на нем памятный знак. Примечательно, что обнаружили в сохранности два свидетельства поморского происхождения русскоустьинцев в двух поселениях: Перчике и Лобазном – деревянные "сорочки"-флюгера, которые укреплялись на мачтах кочей поморов.
Кстати, Лобазное – наше общее родовое поселение Чикачевых (Гаврилёнковых по отчеству прадеда). Кроме того, мы побывали в Лундино – на заимке Новгородовых, и в Станчиково, где стоит самая северная в мире православная церковь, построенная нашим предком Егором Чикачёвым и перенесенная от разрушения в 2004 году Вениамином Чикачёвым на 300 метров от берега.
В Русском Устье мы побывали в школьном музее, на погостах, могилах предков, передали в дар книги А.Г.Чикачёва.
Встретились с родственниками, насытились общением с ними, их рассказами и байками. Сделали более 2000 фотографий, запаслись впечатлениями на много лет вперед.
Есть проблемы у наших сородичей, и их нужно решать. Главные: обвалился огромный ледовый подвал "Холм" и теперь практически негде хранить рыбу; рушится берег под селом Русское Устье; падают дома и смываются в реку могилы предков.
До сих пор в Русском Устье не решен вопрос с очистными сооружениями и канализацией. Все эти вопросы не одного дня и не разрешаются уже десятилетиями, но это уже не тема нашего разговора.
Каков итог поездки? Мы установили, что верховских поселений русских поречан уже не существует. Села ликвидированы, практически не осталось следов их существования, а люди расселились и ассимилировались с местным населением, хотя старики ещё помнят о многом. Встретили мы на рыбалке Сучия 80-летнего рыбака Дохунаева Михаила Николаевича, который, наверное, единственный в Абыйском улусе помнит место старого русского села Ожогино. Михаил Николаевич рассказал нам, как в 1942 году его и 300 абыйцев отправили в дельту Индигирки заготавливать рыбу для фронта. Он неводил на русскоустьинской заимке Осениново и очень тепло вспоминал о людях и том времени, много говорил о политике. Запомнились идеальный порядок и дисциплина у него на рыбалке Сучия. Пользуясь случаем, передаем ему через газету привет, поздравляем с 80-летием и желаем крепкого здоровья!
Только Русское Устье осталось малым островком заповедной старины. Имеются свидетельства более старого происхождения поморского села, чем открытие казаками Индигирки 370 лет назад. Это сохранившиеся "сорочки" – флюгера и русский язык 15-16-го веков. Наконец, мы нашли место первой стоянки поморов и установили на нем памятный знак в виде стилизованной металлической "сорочки" со сквозным изображением утки.
Теперь дело за археологами. По нашему мнению и согласно местным преданиям и легендам, русскому поморскому поселению в устье Елони не менее 430 лет. Шахматная фигурка старинного образца тоже одно из свидетельств этому.

Русские в Якутии появились намного раньше, чем принято считать

http://www.1sn.ru/print.php?id=26741

ИА SakhaNews. Русское Устье, на арктическом побережье Якутии – уникальное свидетельство «ожившей старины». Люди, проживающие в этом селении, по сей день общаются на языке, характерном для жителей Новгорода ХV- ХVI века! Летом трое коренных представителей этого «русского племени» прошли путь, которым пришли в седую тундру их предки. О том, что русские появились на территории Якутии гораздо раньше, чем принято считать, возможным свидетельством станет и шахматная фигурка, найденная путешественниками.
В случайной горсти земли, которая по обычаю была зачерпнута на берегу реки «на память» о родных местах, оказалась небольшая плоская фигурка из моржовой кости – походная (оттого и плоская!) шахматная фигура коня. Кто знает, сколько времени земля хранила в себе этот «знак старины», и дала подсказку именно тем, кто «ищет свои корни». Мистика? Пожалуй, все, что связано с русскими в Арктике, похоже на ожившую сказку!
В краю вечных снегов, среди просторов бескрайней тундры чудесным образом (иначе и не назовешь) сохранился крошечный островок русской культуры – Русское Устье. Как ни удивительно, их потомки сумели сохранить не только народные обычаи, традиции, но даже мелодичный, образный язык древних славян. Русскоустьинцы используют в своей речи слова, которые даже во времена наших прадедов уже считались «устаревшими», причем с той же естественностью, с какой мы вставляем слэнговые словечки. Кажется, что люди говорят на каком-то ином, неведомом языке, родственном нашему, русскому.
Весь их уклад жизни поражает своей самобытностью, мудростью, с какой приспособились жить в суровом арктическом климате это трудолюбивое племя. Жили издавна, как и все их предки, в рубленых избах, построенных без единого гвоздя. Именно они построили знаменитый деревянный город Зашиверск. Эти дома старожилов, можно с уверенностью сказать, стали первыми деревянными строениями в Якутии. Стоп! А как же башни казацкого острога, с которого, к примеру, «начал бысть» Якутск? И тут начинаются загадки!

Вот что рассказал корреспонденту ИА SakhaNews Наталье Богдановой исконный русскоустьинец, ветеран ЖКХ Иннокентий Новгородов. Когда казаки пришли на реку Индигирка, то выяснилось, что там давным-давно живет русское племя поморов (так они себя называют), и живут на «макушке земли» (Аллаиховский район) по меньшей мере – полвека! Собственно, и сама Индигирка называлась тогда по-другому - «Собачья река», ведь основным транспортным средством в те времена для тундровиков были собачьи упряжки.
Да и уклад жизни этого «русского племени» - далеко «не казачий». К примеру, в домах были открытые очаги - сооружение, приподнятое над полом на деревянных ножках-сваях - на нем и разжигали костерок, и готовили еду. В потолке было проделано отверстие, через которое выходил дым. Спали на лежаках – урулах, сверху покрытых травой и шкурами. На окнах вместо стекол зимой вставляли бруски льда, а летом выстилали окна сшитыми в единое полотно шкурками налима.
Используются древние символы, которые были приняты только у поморов - сохранились деревянные флюгеры, так называемые сорочки, которые устанавливали на кочах (лодках) и возле домов. На сорочках – сквозное изображение креста или утки. С помощью сорочки передавали знаки на большие расстояния – вот такая беспроводная связь!
Утка, кстати, символизирует коч - удивительное изобретение поморов. Это судно как нельзя лучше приспособлено для опасного плавания в водах Северного Ледовитого океана. Когда льдины сходятся и, казалось бы, должны раздавить беспокойных мореплавателей - лодку попросту выталкивает на верх, на льдину, не причиняя лодке ни малейших повреждений! Отважные поморы не боялись уходить за тысячи километров от берега в плавание по Северному Ледовитому океану среди льдов. И остров Новая Земля также был открыт отважными мореплавателями, правда, раньше он назывался - остров Груманд.
Откуда же пришли поморы в наш край ледяного ветра и льдов? Обратимся во времена царя Ивана Грозного. Усмирять непокорных бояр – казнями и гонениями для него дело привычное. Так было и в то время, когда подозрительный царь (якобы новгородские бояре попытались перейти к шведам в подданство 430 лет назад в «лохматом 1570 году) Иван Грозный разгромил бояр на реке Шелонь. Оставшиеся в живых разбрелись по белу свету, спасаясь бегством. Одним из них был боярин Федор Чихачев (потомки - Чикачевы, Чухичевы), пройдя длительный опасный путь по Северному Ледовитому океану. Он-то и основал со своими товарищами в Арктике, в Устье Елони первое русское селение – Гулянка.
Название этого места говорит само за себя – здесь пили и гуляли отважные путешественники. Помимо пятнадцати изб (по числу семей), которые построили поселенцы, разобрав свои лодки, поставили баню, часовню и … кабак! Надо признать, что водкой они запаслись вдоволь. Предназначалась «огненная вода» для сугреву и на случай болезней. Однако, она сыграла злую шутку с перпоселенцами. Дозу – легко превысить, а пьянство, как известно, до добра никогда не доводило - несколько человек утонули в первую же зиму. Место признали несчастливым и поселились в другом месте, на реке Индигирка, которое и было названо Русским Устьем.
Поселились старожилы в низовьях Индигирки и низовьях Колымы. Сегодня их насчитывается около пятисот человек, они проживают в селах Походск, Русское Устье, поселках – Черский и Чокурдах.
В будущем году Батюшка Новгород отмечает свое 1150-летие. И, что примечательно, на Аляске найдено захоронение выходцев из Новгорода (а надо учесть, что Аляска ранее была русской землей), и был составлен свод всех новгородских боярских фамилий и их потомков, и лишь фамильная ветвь Федора Чикачева оказалась затерянной во времени – напротив его фамилии пробел… Спустя четыреста лет история дала подсказку и дала возможность найти потерянное поколение!
Минувшим летом три земляка - Иннокентий Новгородов, Вениамин и Игорь Чикачевы сделали попытку повторить исторический путь своих предков и пройти водным путем по реке Индигирка до Русского Устья (а это 1100 километров!), а также пройти путем, которым прошел казацкий отряд под предводительством Ивана Реброва и Постника Иванова (Губаря).
По пути они посетили те селения, которые были основаны землепроходцами – общались со старожилами, собирая крупицы истории. Дарили местным библиотекам и музеям книги своего земляка, историка, краеведа Алексея Чикачева, который посвятил свою жизнь изучению истории края, обычаев и традиций народа, собиранию фольклора и составлению разговорного словаря (квинтэссенцией его трудов стали историко-этнографические очерки «Русские в Арктике: полярный вариант культуры», изданные уже после смерти исследователя, в 2007г.).
Достигнув цели, потомки поморов установили на месте, где располагалась знаменитая Гулянка, сорочку (Иннокентий Иванович обнаружил это древнее место поселения помор случайно еще полвека назад). Помимо, желания «прочувствовать» трудности пути, которым прошли их предки, путешественники ставили цель и более произаическую, но гораздо более важную – привлечь внимание республиканских (а, возможно, и федеральных властей) к проблемам арктических поселений.

Речь идет о выживании – исчезновении уникальной славянской культуры, очагов которой не сохранилось по всему побережью, и лишь этот островок существует вопреки времени и обстоятельствам. Чудом сохранилась деревянная церковь.
В этом году исполняется 370 лет, как в эти края пришли русские (по официальным данным), и более 430 лет – по исчислению самих старожилов. Однако, эта дата никак не отмечена на государственном уровне, хотя в апреле этого года в селении побывал президент республики Вячеслав Шыров. Но жители по-прежнему надеются на перемены к лучшему, в связи с его приездом…
Русскоустьинцев остается все меньше. Та исконная деятельность, которая приносила прибыль трудолюбивым поселенцам - рыбный и пушной промыслы, ныне «сошла на нет». Причины? Государство не заинтересовано в покупке «мягкого золота», как когда-то называли - пушнину, а рыбу… смешно признаться – попросту негде хранить! Этим летом в Индигирку упал ледник, а восстановление рыбохранилища требует огромных затрат.
Так и живут русскоустьинцы – на бабушкины пенсии. А куда им уезжать с родины, от могилы предков? Кстати, и погост постепенно смывается в Индигирку, которая, похоже, и станет для этого островка древнерусской культуры - рекой забвения…



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 151
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.10 13:19. Заголовок: Валунное ожерелье Ио..


Валунное ожерелье Иомалы.

http://www.peoples-rights.info/2010/06/valunnoe-ozherele-iomaly/<\/u><\/a>

В центре Архангельска, на берегу Северной Двины стараниями активистов Национально-культурной автономии поморов и художника Вячеслава Ларионова сооружен каменный лабиринт. Волны прилива набегают на валуны, холодное дыхание сиверка, прилетающего из гиперборейских просторов, шевелит лоскутки на ветвях прибрежного ивняка – уменьшенной копии священных рощ, когда-то шумевших по берегам могучих северных рек. Прищуренными очами смотрит в речную даль сквозь зеленую занавесь идол. О чем говорят вода и ветер? Вспоминают ли, как более тысячи лет назад на легендарную землю чуди белоглазой ступили первые поселенцы-славяне; о том, как славяне и чудины совместно отбивали нападения викингов; как задолго до этих подернутых туманной дымкой событий аборигены края – протопоморы – выкладывали на арктических побережьях и островах каменные святилища-лабиринты. Следы древней культуры лабиринтов, насчитывающей несколько тысячелетий, тянутся от Новой Земли-Матки («матка» по-фински – путь, дорога к Полюсу Мира), к Соловкам, далее по берегам Белого моря, Кольскому полуострову («Кола неколебимая» – Полярная звезда), вдоль фиордов Скандинавии, обозначая путь неведомого народа-морехода, жившего на грани миров – моря и суши, мира земного и мира иного…Не отсюда ли прибыли в Ирландию мифологические ФОМОРЫ – загадочные одноногие, одноглазые существа, наполовину пребывающие в потустороннем мире, наполовину в нашем… Как напоминает это ненецкие сказки об одноногих людях… Кельтские же предания повествуют о сидах – мудрых жителях параллельного пространства, вход в который может располагаться под ближайшим кустом или холмом. Аналогичные мифологические представления мы встречаем у саамов с их сейдами – ритуальными сооружениями из камней, позже позаимствованными у автохтонов русскими поморами и получившими имя «гуриев». А в пинежской тайге лежит таинственное КЕЛЬТОЗЕРО, где не раз исчезали путники.

Лабиринт – врата в Рай, в запредельное. Поморы некогда окрестили их «вавилонами», но с библейским градом их роднит разве что случайное созвучие. Нет, Вавилон скорее – искаженное «Аваллон», яблоневый остров-рай древних кельтов. Аваллон, как и античные Геспериды – проекция гиперборейского острова-рая. Не случайно лабиринт сооружен современными поморами у начала улицы Садовой – вот он, вход в райский сад. Рядом – памятник спасителю отечественного флота адмиралу Николаю Кузнецову, земному воплощению «морского бога» поморов Николая Чудотворца. Южнее – Успенская церковь. Гуляющие по набережной, сами того не ведая, совершают путь от Успения до возрождения к новой жизни в райском саду. У входа в примордиальный Рай – деревянный идол Иомалы (Юмалы), верховного божества чуди. Примечательно, что здесь же, на Садовой, жил замечательный поморский писатель Евгений Богданов, автор романа о Поморье изначальном – «Ожерелье Иомалы». Женская ипостась чудского бога – Баба-Яга русских сказок, владычица мира мертвых. Поэтому не столь уж и наивным выглядит предложение архангельского писателя, признанного мастера русского фэнтези Александра Тутова провозгласить Архангельскую область родиной Бабы-Яги. А избушку мифологической старухи предполагалось воздвигнуть в районе курорта Солониха, чье название вызывает ассоциацию с Соловками – центром древнейшего культа Иомалы.

В начале девяностых в том месте, где выходит на Набережную Северной Двины улица Садовая (бывшая Ванеева; имя революционера мало кто помнит, зато в старом названии явственно слышится отголосок древних богов – «ванов», побежденных узурпаторами – «асами») старейшая организация поморов «Поморское Возрождение» предлагала установить традиционный обетный крест. Тогда городские власти под формальными предлогами категорически выступили против воздвижения креста. Поморский ответ не помнящим родства прозвучал спустя полтора десятилетия – теперь почти на том же месте
выложен гиперборейский каменный лабиринт. Не всем он по нраву – как, впрочем, и его соловецкие пращуры. Указом Бориса Ельцина лабиринты Заяцких островов были исключены из списка памятников культурного наследия России. Сегодня нередко можно слышать: лабиринты – новодел, всего лишь приманка для легковерных туристов. Не так давно по Соловецким лабиринтам «проехался» один православный сайт – воинствующие неофиты в богомольном неистовстве в очередной раз разбили свои лбы. Ведь древность валунных лабиринтов Беломорья давно доказана археологами! Каменные «вавилоны» – современники знаменитого Кносского лабиринта и городища Аркаим на Южном Урале, чьи очертания поразительно напоминают соловецкие каменные круги. Рядом с архангельским лабиринтом выложено каменное колесо-коло – солярный символ. Так нежданно-негаданно Изначальная Традиция ворвалась в жизнь провинциального города.

Влажными губами волн целует река валуны. Северный ветер шепчет в листве священных ив. Величаво проплывают мимо лабиринта облюбовавшие уютную бухточку утки – финно-угорская птица-праматерь скользит по лону мировых вод; из отложенного ею Мирового Яйца еще только предстоит вылупиться Вселенной. И глядят в сторону заката
белесые глаза Иомалы – туда, где еще не восстал из вод морских легендарный Аваллон.

Анатолий Беднов
Специально для Портала “Права Народов”

<\/u><\/a> <\/u><\/a> <\/u><\/a> <\/u><\/a>

Фото Вячеслава Ларионова





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 152
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.10 18:31. Заголовок: Свастика на флаге ВВ..


Свастика на флаге ВВС Финляндии

В октябре прошлого года французская газета Le Mond обратила внимание на то, что на флаге финских военно-воздушных сил изображена свастика. Поводом стала церемония вручения президентом Тарьей Халонен флага Лётному училищу ВВС Финляндии 20 октября прошлого года.

Согласно разъяснению на сайте Сил обороны Финляндии, свастика как древний символ счастья финно-угорских народов была принята в качестве символа ВВс Финляндии ещё в 1918 году. Хотя по условиям мирного договора после окончания Войны продолжения в 1945 финны должны были отказаться от ее использования, но сделано это не было. Вид нынешнего флага установлен указом президента У.К.Кекконена от 8.11.1957 года. В разъяснении на сайте сил обороны подчеркнуто, что в отличии от нацистской финская свастика строго вертикальна.
Источники (на финском):

https://www.hs.fi/kirjautuminen/kirjaudu?TYPE=33554433&REALMOID=06-51554e13-ef04-4abf-abd0-3605eb96f795&GUID=&SMAUTHREASON=0&METHOD=GET&SMAGENTNAME=hs-www-02&TARGET=-SM-http%3a%2f%2fwww.hs.fi%2fuutiset%2ftuoreet%2fartikkeli%2f1101981442511

http://www.puolustusvoimat.fi/portal/puolustusvoimat.fi/suomeksi/ilmavoimat/etusivu?id=43<\/u><\/a>

цитата из:
http://www.puolustusvoimat.fi/portal/puolustusvoimat.fi/suomeksi/ilmavoimat/etusivu?id=14<\/u><\/a>

Miksi Suomen ilmavoimilla oli hakaristi kansallisuustunnuksena 1918–1945? Miksi sitä käytetään edelleen joukko-osastotunnuksissa?
Hakaristiä on käytetty jo muinaisista ajoista lähtien sekä koristeena että puumerkkinä. Se on tunnettu mm. suomalais-ugrilaisten kansojen ompelukoristeissa nykypäivään saakka. Usein se mielletään onnen symboliksi.
Suomessa ensimmäinen julkisesti esille laitettu hakaristi lienee Akseli Kallen-Gallelan Aino –triptyykkiä kiertävä hakaristiornamentti vuodelta 1891. Maalaus on nykyisin esillä Suomen Pankin juhlahuoneistossa Helsingissä. Suomen puolustusvoimille hakaristi tuli vapaussodan aikana 1918. Ruotsalaisen kreivi Eric von Rosen lahjoitti Valkoiselle armeijalle Vaasassa 6.3.1918 Thulin Typ D -lentokoneen. Hän maalautti henkilökohtaiset onnenmerkkinsä, siniset hakaristit, koneen siipiin Uumajassa 2.3.1918, ennen Pohjanlahden ylitystä. Kone liitettiin Vaasassa Suomen Ilmailutarhaan, sittemmin Ilmailuvoimiin, lentokoneena numero 1. Sininen hakaristitunnus valkoisella ympyräpohjalla päätettiinkin ottaa kansallisuustunnukseksi, missä tehtävässä se palveli vuoteen 1945. Sodan jälkeen se korvattiin nykyisellä kokardilla Valvontakomission määräyksestä. Merkkiä ei kuitenkaan määrätty vaihdettavaksi ilmavoimien muista symboleista ja lipuista, joissa se on käytössä edelleen.
Suomalaisella hakaristillä ei näin ole mitään tekemistä natsien hakaristisymbolin kanssa. Heillä se oli väriltään musta ja lentokoneissa käytettynä kärjellään seisova, Suomessa hakaristi oli aina "suorassa".

<\/u><\/a> <\/u><\/a>

Современный флаг ВВС Финляндии!!!



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 153
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.10 09:08. Заголовок: Поморы в Вардё — Сев..


Поморы в Вардё — Северная Норвегия.

Фестиваль в Вардё. Память поморской торговли
http://www.barents.no/cppage.4805255-41098.html<\/u><\/a>


Memory of the Pomor Trade celebrated in Vardø

http://www.barents.no/memory-of-the-pomor-trade-celebrated-in-vardoe.4805574-41098.html<\/u><\/a>

Дружат поморы разных стран: архангельские мужики в норвежском Вардё
http://www.echosevera.ru/culture/2010/08/09/165.html<\/u><\/a>

Экс-министр Норвегии получил от архангельских поморов шапку из меха арктической выдры
http://www.dvinainform.ru/actual/2010/08/10/86191.shtml<\/u><\/a>

Экс-министр иностранных дел Королевства Норвегия вступил в ряды поморов

http://www.regnum.ru/news/society/1313270.html<\/u><\/a>

Книгу «Поморские сказки» получит каждый норвежский школьник

http://www.dvinainform.ru/news/2010/08/11/86205.shtm<\/u><\/a>

 Каждый норвежский школьник получит в подарок книжку «Поморские сказки»

http://www.gogol.ru/literatura/novosti/kazhdyi_norvezhskii_shkolnik/<\/u><\/a>

Экс-министр иностранных дел Королевства Норвегия вступил в ряды поморов

http://www.norge.ru/news/2010/08/11/12113.html<\/u><\/a>

Книгу «Поморские сказки» получит каждый норвежский школьник

http://www.severinfo.ru/news/38018<\/u><\/a>


http://news.rambler.ru/7235408/<\/u><\/a>
Книгу «Поморские сказки» получит каждый норвежский школьник
http://news.rambler.ru/7235408/<\/u><\/a>



Книгу «Поморские сказки» получит каждый норвежский школьник

http://www.b-port.com/news/archive/2010-08-11-21/<\/u><\/a>



“Ставить знак равенства между регионализмом и сепаратизмом – так же неумно, как например, отождествлять патриотизм и фашизм”

http://www.peoples-rights.info/2010/08/gore-patrioty-ravnodushno-otnosyatsya-k-problemam-svoix-regionov/<\/u><\/a>

http://www.peoples-rights.info/?s=%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9+%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B2+%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8B<\/u><\/a>







Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 154
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.10 16:49. Заголовок: У поморов-старообрядцев наступил 7519 год


У поморов-старообрядцев наступил 7519 год

Москва не желает признавать этот русский субэтнос. В субботу, 18 сентября, на Русском Севере – в Архангельской области, в некоторых местах Карелии, Колы, Вологодчины – празднуют поморское Новолетие. Наступает 7519 год «от сотворения мира» - так привыкли считать время поморы, уже полтысячелетия определяющие жизнь гигантских территорий российской Арктики. Их не смогли переубедить ни Никон, ни Пётр, ни советская, ни нынешняя власть. //Антон Размахнин, «Свободная пресса»

Сами себя поморы считают не то отдельным народом, не то сословием — по-научному, «субэтносом». Впрочем, европейские этнографы и социологи уже давно используют другой термин — «идентичность». Если люди ощущают себя общностью по тому или иному признаку, хоть национальному, хоть сословному, хоть ремесленному — то их, что называется, хоть горшком называй, лишь бы не притесняли.

Поморов, вроде бы, серьёзно не притесняют; они никогда сами по себе, как поморы, не подвергались репрессиям, высылкам, опале. Но, однако же, положение у нынешних обитателей северных берегов — не из лёгких. В рамках региона и страны поморы воюют с глупостью бюрократов, в глобальном масштабе — против наступления глобализации, от которой достается всем малым народам и традиционным общностям.

В разговоре с обозревателем «СП» глава национального культурного центра «Поморское возрождение» Иван Мосеев рассказал, зачем поморам старообрядческое Новолетие и являются ли они отдельным народом:

«СП»: — Почему поморский Новый год празднуется именно 18 сентября?

— Вообще-то, не строго 18-го, а в первые выходные после 14 сентября. По старому стилю это первый день осени, стало быть, первый день года по допетровскому исчислению. До 1700 года так жила вся Россия, после — только православная церковь и мы.

«СП»: — Почему так?

— Мы, поморы, народ очень упёртый. Мы не приняли реформы Петра, у нас сохранилась традиция, потому что не было привычки во всём слушаться начальство. И крепостными мы никогда не были, кстати. К тому же к нам всегда приходило множество старообрядцев и просто вольных людей — поближе к богатому морю, подальше от государства.

«СП»: — С течением лет количество празднующих поморское Новолетие — прибавляется?

— В этом году мы празднуем Новолетие официально в девятый или десятый раз. Людей становится всё больше, уже никто не задает вопросы — откуда вообще взялся этот праздник. А раньше задавали: ведь после всего, что произошло на Русском Севере в ХХ веке, здесь больше 80% — приезжие в первом или втором поколении. Они не знают поморских праздников. Но потихоньку традиции все-таки восстанавливаются: например, после Новолетия у нас состоится единственная в России международная морская Маргаритинская ярмарка. Такой не смог построить даже Санкт-Петербург, а в Архангельске — пожалуйста!

«СП»: — В чем заключается «поморская идентичность»?

— Не буду говорить за всех поморов, но, на мой взгляд, помор — это тот человек, который себя считает помором. Для которого родные наша культура и образ жизни. А корни, в общем, могут быть какими угодно: у нас ведь всегда к поморам, как на Дон, бежали вольные люди и становились своими. В общем, мы открытое сообщество.

«СП»: — То есть в поморы можно просто прийти?

— Да, можно прийти, можно уйти. Но беда в том, что поморы юридически просто не существуют. Вы не найдете упоминания о нас ни в одном законе или подзаконном акте. Скажем, о казаках законы есть, у них есть определенный статус, права. У поморов — ничего подобного не существует. Следовательно помором в России быть попросту невыгодно.

«СП»: — Почему сложилась такая ситуация?

— Думаю, что казаков признали в видах постоянной войны на Кавказе. Всё-таки это военное сословие, они всегда защищали границы. А поморы, по мнению чиновников, ничего такого не делают, значит, и считаться с нами необязательно. Не нужно думать о наших традиционных промыслах, о рыбных ловлях и зверобойном деле, не нужно нас поддерживать.

Но сейчас, когда на повестке дня стоит вопрос об активном освоении — и, может быть, переделе — Арктики, самые мудрые из чиновников начинают вспоминать о том, кто, на самом деле, был в Арктике первым. Ведь это были вовсе не норвежцы. Знаменитый Баренц, чьим именем названо море, в своей экспедиции натыкался на становища поморов. Подумайте, официальный первооткрыватель этих мест пользовался зимовьем и даже запасами муки, которые поморы оставили там для случайно попавших в беду путешественников. А когда экспедиция Баренца уже без предводителя — он погиб в пути — возвращалась назад, поморы помогли им проложить маршрут и показали, где норвежцы находятся.

«СП»: — Где же исторический ареал поморов?

— Мы жили на всей той территории, что в ХХ веке стала называться Русским Севером. От Шпицбергена до Мангазеи в устье Оби. И на Вологодчине, в Тотьме, и в Вятке, и даже на Урале, в нынешней Свердловской области. В этих местах легко опознать и поморский говор, и другие приметы, говорящие о нашем родстве.

Даже Сибирь и Дальний Восток были колонизированы именно людьми нашего племени. В сибиряках — наша, поморская жёсткость и наша же готовность помочь соседу и товарищу в беде. Я уж не говорю о Дальнем Востоке, который был открыт именно поморами. Ерофей Хабаров, Семен Дежнев — это наши люди, казаками они называются лишь потому, что нанимались на государеву службу не холопами, а вольными людьми, по-тогдашнему — «казаками».

«СП»: — В чём сейчас может быть историческая роль поморов?

— Пожалуй, мы можем сыграть одну из решающих ролей в нынешней геополитике вокруг Арктики. Тем фактором, что поморы — и это неоспоримо — открыли арктические побережья Старого Света, можно манипулировать. Только для этого всё-таки нужно, чтобы нам давали жить. А сейчас положение дел таково, что наши деревни пустеют. Центральная власть пытается вместо нас заселить этот край полярниками, пограничниками и прочими служивыми людьми. Но если мы хотим, чтобы эта земля оставалась нашей, здесь должны жить коренные люди. Те, что умеют и любят жить в этой северной природе. Такие люди, как мы и остальные коренные народы северной России.

Напомним, что в России, по данным последней на сегодня Всероссийской переписи населения, живет 6575 человек, причисливших себя к поморам. Это далеко не предел: в начале ХХ века, на переписи, проводившейся под руководством знаменитого географа Петра Семёнова Тянь-Шанского, поморами назвали себя около трети всего тогдашнего населения Архангельской губернии, то есть несколько десятков тысяч человек. Тогда сёла и деревни в бассейнах рек Печоры, Северной Двины, Мезени и некоторых других были густонаселёнными, каждое из сёл имело не менее сотни дворов.

В этнографическом плане поморов действительно стоит выделить если не в отдельный субэтнос, то в чётко выраженную группу. Во многих отношениях жители Беломорья куда ближе к славянам дохристианской эпохи, чем жители какого-либо другого региона страны. Так, до сих пор важнейшее место в хозяйстве помора занимает вода — как тысячелетие назад, реки и прибрежные воды Белого моря служат основным видом транспорта для многих поморских сел. Не претерпела значительных изменений и оптимальная конструкция дома для этого региона: как в глубокой древности, поморы предпочитают все хозяйственные постройки подводить под единую крышу, создавая общий отапливаемый контур. Решение до сих пор не имеющее аналогов по энергоэффективности.

Проблемы, стоящие перед этим субэтносом, типичны для большинства регионов России. Это отсутствие достойно оплачиваемой работы, удушение частного предпринимательства бюрократическими запретами и блокирование традиционных промыслов; сворачивание социальной инфраструктуры советских времен (школы, больницы); хищнический туризм и эксплуатация природных ресурсов; наконец, сложная миграционная ситуация.

Провозгласить себя «народностью» поморы хотят, в частности, потому, что статус малого народа Севера дал бы им право практиковать некоторые традиционные методы охоты и рыболовства, запрещенные «цивилизованным» промысловикам. Например, в 2008 году Россия ввела временный запрет на забой бельков, который практикуют около 300 зверобоев-поморов. Против такого решения поморы неоднократно заявляли протест, требуя разрешить им забой белька как представителям малого северного народа. Пока же охотиться поморам разрешено только на уже подросших детенышей тюленей — серку.

Отметим, что в рамках существующей ныне федеративной системы, когда де-факто все решения, важные для района, принимаются на уровне области, а решения, актуальные для области — на федеральном уровне, поморы уже отчаялись решить стоящие перед ними проблемы. И, кажется, слов об отделении от России поморы не произносят только потому, что они, собственно, и создали Большую Россию, величиной которой мы гордимся.

Ведь если бы не это иррациональное чувство, действительно сходное с патриотизмом казачества — поморы имели бы реальные шансы заговорить о самостоятельности.

Ведь даже язык поморов-рыбаков, как свидетельствуют жители побережья Белого моря — часто общий для всего Севера. Это своеобразное наречие, состоящее из русских, норвежских и английских слов, не имеет ни грамматики, ни литературы, но прекрасно служит средством общения между поморами, норвежцами и финнами, живущими и промышляющими на побережьях Северного Ледовитого океана.

http://svpressa.ru/society/article/30661/<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 155
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.10 17:14. Заголовок: Книгу «Поморские сказки» получит каждый норвежский школьник


Книгу «Поморские сказки» получит каждый норвежский школьник

http://www.dvinainform.ru/news/2010/08/11/86205.shtml<\/u><\/a>

В ходе Поморского фестиваля-2010, прошедшего в норвежском городе Вардё - побратиме российского Архангельска, прошла презентация уникальной книги «Поморские сказки», написанной на трех языках – норвежском, поморском диалекте и на литературном русском...

Представил книгу Торвальд Столтенберг, экс-министр иностранных дел Королевства Норвегия, автор концепции создания Баренцева региона.

Выступая в кирхе города Вардё перед его жителями, Торвальд Столтенберг заявил, что в ближайшее время книга «Поморские сказки» будет переиздана расширенным тиражом и с высоким дизайном в лучших типографиях Королевства Норвегии. «Эта книга должна быть у каждого норвежского школьника», - подчеркнул Столтенберг.

Автор-составитель книги Иван Мосеев, редактор Тур Робертсен, переводчик Анастасия Гортер, художник Олег Хромов. Жителям Архангельской области книга «Поморские сказки» будет представлена в сентябре текущего года во время Маргаритинской ярмарки, в ходе запланированного визита в столицу Поморья большой норвежской делегации во главе с премьер-министром Норвегии Иенсом Столтенбергом, который, кстати, является сыном Торвальда Столтенберга.

(ИА «Двина-Информ», Екатерина Герасименко)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 156
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.10 23:21. Заголовок: У поморов-старообрядцев наступил 7519 год

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 157
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.10 13:38. Заголовок: "Повторение, мать учения"! Современный флаг ВВС Финляндии!!!


Современный флаг ВВС Финляндии!!!

Свастика на флаге ВВС Финляндии

В октябре прошлого года французская газета Le Mond обратила внимание на то, что на флаге финских военно-воздушных сил изображена свастика. Поводом стала церемония вручения президентом Тарьей Халонен флага Лётному училищу ВВС Финляндии 20 октября прошлого года.

Согласно разъяснению на сайте Сил обороны Финляндии, свастика как древний символ счастья финно-угорских народов была принята в качестве символа ВВс Финляндии ещё в 1918 году. Хотя по условиям мирного договора после окончания Войны продолжения в 1945 финны должны были отказаться от ее использования, но сделано это не было. Вид нынешнего флага установлен указом президента У.К.Кекконена от 8.11.1957 года. В разъяснении на сайте сил обороны подчеркнуто, что в отличии от нацистской финская свастика строго вертикальна.
Источники (на финском):

http://www.puolustusvoimat.fi/portal/puolustusvoimat.fi/suomeksi/ilmavoimat/etusivu?id=43<\/u><\/a>

цитата из:
http://www.puolustusvoimat.fi/portal/puolustusvoimat.fi/suomeksi/ilmavoimat/etusivu?id=14<\/u><\/a>

Miksi Suomen ilmavoimilla oli hakaristi kansallisuustunnuksena 1918–1945? Miksi sitä käytetään edelleen joukko-osastotunnuksissa?
Hakaristiä on käytetty jo muinaisista ajoista lähtien sekä koristeena että puumerkkinä. Se on tunnettu mm. suomalais-ugrilaisten kansojen ompelukoristeissa nykypäivään saakka. Usein se mielletään onnen symboliksi.
Suomessa ensimmäinen julkisesti esille laitettu hakaristi lienee Akseli Kallen-Gallelan Aino –triptyykkiä kiertävä hakaristiornamentti vuodelta 1891. Maalaus on nykyisin esillä Suomen Pankin juhlahuoneistossa Helsingissä. Suomen puolustusvoimille hakaristi tuli vapaussodan aikana 1918. Ruotsalaisen kreivi Eric von Rosen lahjoitti Valkoiselle armeijalle Vaasassa 6.3.1918 Thulin Typ D -lentokoneen. Hän maalautti henkilökohtaiset onnenmerkkinsä, siniset hakaristit, koneen siipiin Uumajassa 2.3.1918, ennen Pohjanlahden ylitystä. Kone liitettiin Vaasassa Suomen Ilmailutarhaan, sittemmin Ilmailuvoimiin, lentokoneena numero 1. Sininen hakaristitunnus valkoisella ympyräpohjalla päätettiinkin ottaa kansallisuustunnukseksi, missä tehtävässä se palveli vuoteen 1945. Sodan jälkeen se korvattiin nykyisellä kokardilla Valvontakomission määräyksestä. Merkkiä ei kuitenkaan määrätty vaihdettavaksi ilmavoimien muista symboleista ja lipuista, joissa se on käytössä edelleen.
Suomalaisella hakaristillä ei näin ole mitään tekemistä natsien hakaristisymbolin kanssa. Heillä se oli väriltään musta ja lentokoneissa käytettynä kärjellään seisova, Suomessa hakaristi oli aina "suorassa".

<\/u><\/a>

<\/u><\/a>


<\/u><\/a>

<\/u><\/a>

<\/u><\/a>

<\/u><\/a>

<\/u><\/a>

<\/u><\/a>

<\/u><\/a>

<\/u><\/a>







Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет