On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Епархиальный секретарь




Пост N: 396
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.08 13:34. Заголовок: Русский Арийский этнос - Поморы (продолжение)


КТО ТАКИЕ ПОМОРЫ И ЧТО ТАКОЕ ПОМОРЬЕ

Сейчас в России с большими трудностями, сталкиваясь с сопротивлением властьпредержащих, медленно, но всё же идёт возрождение, я бы даже сказал новое формирование русской нации. В публикациях газет и журналов можно найти сведения о русских этносах - о казаках, о великороссах, малороссах, белорусах и русинах. Но очень мало рассказывается о древнем и героическом русском этносе - поморах. А ведь поморы немало сделали и делают для русского государства. Из поморов вышли такие знаменитые люди, как М. Ломоносов - учёный, Ф. Шубин - скульптор, А. Баранов - бессменный управитель Аляски, Ермак, Дежнёв, Хабаров, Стадухин, Атласов и многие другие землепроходцы, которые ещё задолго до казаков проникали за Урал и осваивали Сибирские земли, а позже вели освоение Дальнего Востока и Аляски. Для сведения - нынешний город Ситка (штат Аляска) раньше назывался Новоархангельск. Также из поморов вышли - Стефан Пермский - ближайший сподвижник Сергия Радонежского по объединению Руси, Иоанн Кронштадский и многие другие великие люди земли Русской.

Ввиду того, что по национальному происхождению я - русский, а по этническому - помор, и потому что Россия - моя большая Родина, а Поморье- малая, я хочу рассказать о поморах.

Прежде всего, какую территорию охватывало Поморье?

Чтобы не вдаваться в перечисление озёр, рек и городов, которые находились на территории Поморья, и чтобы было понятно современному читателю, обозначу ее границами нынешних территориально - административных образований. Территория Поморья - это бывшие Архангелогородская, Олонецкая, Вологодская губернии, а также Вятка и Пермь. Если посмотреть на современную карту, то это территории Архангельской, Мурманской, Вологодской, Пермской, Вятской и части Ленинградской областей, а также двух искусственно созданных большевиками национально-территориальных образований: Карелии и Коми.

Что же повлияло на формирование поморского этноса?

После крещения Руси в 988 году сюда уходили русичи, которые не приняли христианства. Вплоть до XIX века в Поморье существовали поселения, где исповедовали дохристианскую веру. А после раскола православной церкви в XVII веке сюда уходили люди, не принявшие нововведений Никона. Более того, в Поморье развернулось мощное старообрядческое движение. Соловецкая обитель сопротивлялась царским войскам более 7,5 лет. Со временем эти факторы сформировали Древлерусскую Поморскую Православную церковь.

Следующим условием, которое повлияло на формирование поморского этноса, было то, что поморы не знали крепостного права и монголо-татарского ига. О свободолюбии и самостоятельности поморов говорят следующие факты: царские чиновники обращались к поморам только по имени и отчеству, а в остальной России людей называли по уменьшительным прозвищам. Решения «Поморского Мира» (что-то вроде Казачьего Круга, но с большими полномочиями) не решался отменять даже Иоанн Грозный. А в 1589 году в противовес Судебнику 1550г, рассчитанному на крепостное право, был разработан «Поморский Судебник», в котором особое место уделялось «Статьям о бесчестии».

В этническом плане поморы сформировались из местных угро-финских племён и пришлых словен ильменцев, а позже - новгородцев. Это привело к возникновению поморского языка («Поморска говоря»), отличному от остальной Руси. Ввиду тесной связи поморов с Норвегией и того, что поморы жили в северной Норвегии и на островах Грумант (Шпицберген), образовался язык русьнорг (70% поморские слова, остальное - норвежские). Русьнорг был запрещён для использования большевиками в 1917 году.

Этноним «ПОМОРЫ» возник уже в XII веке. Заметим, что ни России, ни русских в то время ещё не существовало, а название «Великороссы» возникло только в XIX веке. До XV века территория Поморья входила в Новгородскую Русь. В начале XVI века, после войны Новгорода с Московским княжеством, Поморье было присоединено к Московии. Ещё до Петра I поморы имели свой торговый и промысловый флот, на судах которого, кочах и лодьях, они ходили на запад - в Норвегию, на Грумант, и на восток - на Матку (Новую Землю). Позднее поморы первыми стали торговать с Англией, Голландией и другими европейскими странами.

Но было бы неправильно утверждать, что поморы вели только морской промысел, морскую торговлю и занимались исследованием земель только морскими путями. Ещё задолго до походов Ермака на восток, в Сибирь, поморы, продвигаясь посуху и рекам, исследовали за Камнем (Уралом) югорские земли по всему течению Оби вплоть до реки Тобол.

Кроме пушного, морского промыслов и торговли, поморы добывали янтарь, жемчуг, занимались металлургическим производством. Они изготовляли не только железный хозяйственный инвентарь и медную, оловянную, латунную утварь, но и получали государственные заказы. Так, например, в 1679 году холмогорские оружейники получили заказ из Москвы на изготовление 2000 оружейных замков шотландского образца. Умели поморы отливать медные колокола и пушки.

В XV-XVII веках одним из важнейших промыслов было солеварение. Солью они обеспечивали и себя, и все государство. Так же поморы занимались кожевенным и такелажным производством. Такелаж производился по европейским стандартам и экспортировался в Западную Европу. Кроме этого поморы занимались сельским хозяйством: сеяли рожь, лён, овёс и другие культуры. Любопытный факт - на Соловках выращивались арбузы, персики, мандарины, виноград. Поморы, занимаясь животноводством, вывели знаменитую Холмогорскую породу коров и Мезенскую породу лошадей. Только в Санкт-Петербург пять раз в год отправляли по 1500 голов крупного рогатого скота.

Это только малая часть того, чем занимались поморы.

Поморы героически участвовали во всех войнах Российского государства. Есть сведения, что в IX-X веках норманны совершали набеги на территорию Беломорья. Но, встретив упорное сопротивление местных жителей, так и не смогли захватить эти земли. Эта борьба нашла отражение в поморских былях и сказаниях. В смутные времена, как пишет историк Платонов, поморские города первыми, ещё до ополчения Минина и Пожарского, оказали организованное сопротивление польско-литовским интервентам. Во времена Петра I поморы участвовали во всех морских сражениях, поскольку составляли основу петровского флота. На Бородинском поле основной удар наполеоновских войск приняли на себя Архангелогородский и Двинской полки, состоявшие из поморов. Во время Крымской войны самостоятельно, без участия регулярных войск, предотвратили попытку англо-французского флота высадить десант на берег Белого моря. Нет смысла перечислять все войны и сражения, в которых проявили себя поморы. Это тема отдельного разговора.

В своей небольшой работе я поверхностно рассказал, что такое Поморье и кто такие поморы. Исследование поморского этноса требует более глубокого и научного подхода. К сожалению, советская историография, зашоренная интернациональной идеологией и русофобией, намеренно отрицала существование поморского этноса. Но несмотря на трудности, поморский этнос возрождается как неотъемлемая часть русской нации. Не заметить этого сегодня нельзя!

Если Вы хотите узнать более подробную информацию о поморах, выходите на сайты в Интернете: http://pomor-patriot.narod.ru , http://pomor.norland.ru пишите автору этой статьи Ломакину Владимиру Николаевичу: E-mail: lvnpomor@atnet.ru и по адресу: 163020 г. Архангельск, А/Я 65.


Этот постинг представлен епархиальным секретарем Архиепархии Чебоксарской и Сарматской ИПХ по связям с электронными СМИ. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]





Пост N: 158
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.10 15:58. Заголовок: «Крепкое» поморское ..


«Крепкое» поморское слово. Из трёх букв...

http://www.echosevera.ru/culture/2010/09/11/190.html<\/u><\/a>

Современная поморская культура — это вовсе не музейные экспонаты, не материальные остатки прошлого, а живые традиции, и прежде всего — живая поморская речь.

Так считает Иван Мосеев, президент Ассоциации поморов Архангельской области, автор знаменитого словаря «Поморьска говоря».

«Наше Поморье — это еще не освоенное месторождение уникальной поморской культуры, которое может приносить нам всем прибыль наравне с месторождениями природных ископаемых, — считает Иван Мосеев. — Например, в живой речи поморов скрыт мощный «культурный энергоресурс», созданный и накопленный поколениями предков. Ценность этого ресурса выше, чем ценность нефти или газа. Но пока он сжигается вхолостую».
Сейгод и когва

«Квинтэссенцией любой культуры является ее язык, — говорит Иван Мосеев. — Принято считать, что единый, унифицированный язык нужен для удобства человеческой коммуникации, поэтому диалекты надо изживать. Но выплеснуть на свалку истории свое культурное достояние могут только самые недалекие в своем умственном развитии люди. Ведь далеко не всегда использование единого литературного унифицированного языка действительно удобно для общения».

«Зачем, например, вместо короткого поморского слова «сейгод» произносить целую фразу «в этом году»? — спрашивает Иван Мосеев. — А вместо слова «моряна» произносить «ветер, как правило, северных румбов, нагоняющий морскую воду в устья впадающих в него рек»? Можно привести еще не одну сотню подобных примеров. В поморской говоре есть несколько синонимов русского слова «лёд», но каждое из них обозначает его особое состояние: колдак, когва, коледуха, яснец, лумда, мятуха, шапня, хавра и др. Если одним словом можно выразить понятие и заменить целую фразу, то не удобнее ли так и поступать? Впрочем, если поморская говоря будет полностью забыта, то северянам поневоле придется использовать громоздкие фразы на унифицированном литературном русском языке».
Ку, па и оу!

По словам Ивана Мосеева, к любопытным диалектным особенностям можно отнести и локальные голосовые сигналы, которые занимают маргинальное положение между голосовыми эмоциями и локальными терминами.

«Например, в общерусском языке при общении на большом расстоянии используются общие коммуникационные сигналы, — рассказывает Иван Мосеев. — В лесу, например, в средней полосе России принято кричать «Ау!». А вот в традиционной поморской говоре в лесу используется не «ау», а короткий высокий крик «ку», который, кстати, слышен на значительно большем расстоянии. Это можно объяснить тем, что поморская тайга значительно больше и гуще любого среднерусского леса, поэтому голосовой сигнал должен быть слышен на большем удалении людей друг от друга.

Еще одна особенность: чтобы привлечь внимание человека, стоящего в отдалении, например на другом берегу реки, в среднерусской традиции принято обращаться к нему с криком «Эй» (Эй, услышьте меня!). В поморской же говоре вместо «эй» используется короткое, на выдохе слово «па» (Па, койдыссь походите!).

В унифицированном (литературном) русском языке для подтверждения того, что мы услышали чье-то обращение к нам и готовы слушать его дальше, мы говорим вопросительное «А?». Но в поморской говоре вместо «А?» используется вопросительное «Оу?» (- Михайло! — Оу?)».
Кёж — это по-нашему!

При рубке дров, при ударе топора, при любом усилии, в среднерусской традиции обычно произносится слово-выдох «ух» (Эх, ухнем!). А в поморской традиции, когда человек колет дрова, гребет веслами или бьет тюленя, он произносит на выдохе громко «кхёш» (произносить «ух» у поморов не принято). Кстати, слово-выдох очень похоже на название поморского горячего ягодного напитка (типа крепкого горячего морса), который называется «кёж». У поморов есть объяснение происхождению его названия — мол, напиток бывает очень терпким, поэтому когда его пьют, то вынуждены выдохнуть воздух и произнести «кхёш» (кёж). В среднерусской традиции это называется «крякнуть», «ухнуть», перед тем как выпить.

Любопытно, что это же слово-выдох «кхёш» (кёж) поморы и сегодня произносят перед тем как выпить крепкий спиртной напиток. Фактически оно может служить аналогом застольного тоста (классических европейских тостов у поморов не было, но бурные застольные трапезы имели место). И если у скандинавов принято перед распитием спиртного чокнуться и выкрикнуть слово-выдох «скоол», то у поморов есть аналогичное — «кхёш» или «кёж».
«Крепкое» слово!

Фактически кёж — это обычное «крепкое» поморское слово из трех букв. Энергия, выраженная голосом. Учитывая, что в этом возгласе есть мощь силы и удара, нетрудно предположить, что традиция уходит корнями в глубокую древность, когда предки поморов отражали с таким же криком — «кёж!» — нападения воинственных соседей-викингов. Кстати, викинги были частыми гостями в Белом море и в устье Северной Двины и могли слышать многие «крепкие» поморские слова. И слово «кёж» может напомнить об этом.

«Я уверен, что не может быть никакой пользы для русского литературного языка, если однажды полностью исчезнут локальные особенности и диалекты, — считает Иван Мосеев. — На мой взгляд, поморский диалект — это фактически равноправный с литературным, но локальный, региональный язык. И его «культурная энергия» — это мощный ресурс для нашего местного и регионального развития».

Виктор Трескин специально для ИА «Эхо СЕВЕРА»

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 159
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.10 16:09. Заголовок: ТРЕТИЙ СЪЕЗД ПОМОРСК..


ТРЕТИЙ СЪЕЗД ПОМОРСКОГО НАРОДА: ПРОБЛЕМЫ ТЕ ЖЕ

http://www.pomor-land.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=483:2010-10-01-08-43-14&catid=1:2010-02-06-11-45-13&Itemid=2<\/u><\/a>

http://patriot-pomor.ru/content/view/825/1/<\/u><\/a>

Третий съезд поморов: проблемы те же

С 24 по 26 сентября в г. Беломорске (р.Карелия) состоялся Форум «Беломорье: нить времен», по окончании которого прошел третий Съезд поморов. Рассказать несколько слов о состоявшемся мероприятии мы попросили председателя Совета Национально-культурной автономии поморов Архангельской области – Павла Есипова.

«На этом Съезде, как и на двух предыдущих, обсуждались основные проблемы поморов, как в сфере традиционной экономики, так и в области культуры. К сожалению, за эти три года ситуация только ухудшилась. Традиционные промыслы запрещены, культура поморов сохраняется лишь силами общественности, деревни вымирают. Всё это происходит в т.ч. и, «благодаря» позиции Министерства регионального развития, отказавшегося включить поморов в Единый перечень коренных малочисленных народов. Ни само Министерство, признавшее, тем не менее, необходимость поддержки поморов за рамками Перечня, ни областная администрация не предпринимают мер по стабилизации экономики поморских поселений.





Кроме обсуждения общих проблем, на Съезде озвучивались и частные факты наступления на интересы поморов. Так, например, недоумение вызвал факт подписания между Россией и Норвегией договора о разграничении Арктического шельфа. То, что какие-то российские нефтяные компании совместно с такими же норвежскими, будут совместно добывать нефть на поделенной территории – от этого радости мало. Может акционеры этих компаний и «в плюсе», в вот простые россияне как ничего не видели от подобных дележей «общих недр», так, думаю, и не увидят. А вот возможность ведения промыслов поморами – первооткрывателями Арктики теперь под большим вопросом. Теперь на Шпицбергене (по-поморски Груманте) они будут нежелательными гостями, а не хозяевами.

На Съезде Автономия поморов выступила и в поддержку соловчан, обратившихся к Президенту и Председателю Правительства относительно их возможных притеснений со стороны Русской православной церкви, которая настаивает на передаче ей Соловецкого музея-заповедника со всей жизнеобеспечивающей инфраструктурой поселка. Соловки – народное достояние и нельзя превращать его в церковный бизнес. Необходимо учитывать, что на Соловецком острове Заячий находится и крупнейшее языческое святилище II-I тысячелетий до нашей эры. Такие святилища нашими предками возводились в, так называемых, «местах силы». Только после крещения Руси на местах древних капищ и святилищ стали возводиться христианские храмы. Не уверен, что нынешняя церковь заинтересована в сохранении культовых мест традиционных верований довизантийского периода.

Поскольку, организаторами Съезда были люди и организации не во всём разделяющие позицию Автономии поморов, многие озвученные нами требования к властям остались не включенными в итоговую резолюцию. Но, главное то, что представители районов области и других регионов, видя нашу непреклонную позицию, сами предлагают помощь и готовы к сотрудничеству в деле защиты прав поморов. Мы, со своей стороны, готовы защищать интересы не только поморов, но и тех, кто себя к ним не относит, но живёт в Поморье и «по-поморски». Всем обратившимся поможем создать местные поморские организации и, будем продолжать отстаивать свои интересы сообща».

Подготовлено по материалам сайта "Поморская сторона"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 161
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.11 11:00. Заголовок: Сообщение № 1. Полемика о поморах.


Здравствуйте, если кому интересно, приглашаем к разговору (полемике) в ЖЖ о поморах - происхождение, культура, генетика и т. д. и т. пр.

Ссылка: http://jagra-varda.livejournal.com/<\/u><\/a>

Читать с низу вверх.

http://jagra-varda.livejournal.com/<\/u><\/a>





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 162
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.11 11:06. Заголовок: Сообщение № 2. Самый высокий в мире деревянный небоскреб + материалы о Поморье.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 163
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.11 08:24. Заголовок: Институт этнологии и..


Институт этнологии и антропологии РАН внес поморов на карту народов РФ

http://finugor.ru/node/17428

http://www.regnum.ru/news/1394841.html

http://www.peoples-rights.info/2011/04/o-situacii-vokrug-pomorov/

В 2011 году Институт этнологии и антропологии РАН, издал новейшую Карту народов Российской Федерации. Впервые в числе российских народов на этой официальной карте обозначен народ "поморы" и указаны районы их традиционного расселения. Таким образом, о поморах как о самостоятельной культурной реальности (что многие все еще пытаются отрицать), теперь свидетельствуют не только данные двух последних всероссийских переписей, но и официально утвержденная карта народов России. Об этом рассказал корреспонденту ИА REGNUM этноконфликтолог, д.и.н., профессор Юрий Шабаев.

14 апреля он должен был выступить на заседании Комитета по культуре при Архангельском облсобрании с докладом о необходимости актуализации темы общности поморов и об идее Большого Поморья. Однако, заседание было отменено, но Юрий Шабаев поделился с ИА REGNUM тезисами к своему выступлению. Он отметил, что ранее Институт этнологии и антропологии РАН занимал по поморам противоположную позицию, и именно его первоначальное экспертное заключение было поводом для отказа со стороны Минрегиона на неоднократные просьбы властей Архангельской области предоставить поморам статус коренного малочисленного народа.

"Сегодня исходя из государственных интересов России оценивать ситуацию вокруг поморов только с позиций "чистой" науки нельзя. Поэтому рассуждения о том, что поморы не соответствуют критериям, согласно которым о них можно говорить как об отдельном народе, не применимы, не говоря уже о самой относительности таких критериев. Обсудив проблему поморов на совещании в Женеве, директор ИЭА академик В.А. Тишков предложил мне написать докладную записку в Минрегион, с новым экспертным обоснованием необходимости предоставления поморам статуса коренного малочисленного народа. Такую докладную я подготовил, под ней поставлены все необходимые подписи ученых-экспертов: регионального исследователя, руководителя профильного московского института и ведущего специалиста в области этнологии, - рассказал Юрий Шабаев. - По мнению ученых, подготовивших докладную в Минрегион, статус коренного малочисленного народа, прежде всего, нужен для коренных жителей поморских деревень на Белом море. Этот статус необходим как в интересах местного населения, так и в интересах государства. Надеюсь, уже в ближайшее время докладная будет рассмотрена Минрегионом.

Наконец, стоит подумать и о безопасности бизнеса на Севере. Дело в том, что существует, к примеру, операционная директива Всемирного Банка, которая требует, чтобы начинающая новые проекты компания, в первую очередь достигла согласия с местным населением, а особенно с коренным населением и его институтами (под коренным населением здесь понимаются не только "коренные народы"). В противном случае Всемирный Банк и другие крупные финансовые учреждения не должны кредитовать такие проекты. И такая опасность есть не только для нефтяников и лесников, но и для других недропользователей, к примеру - алмазодобытчиков, которые работают на поморских землях. Причем проблемы кредитования - это только часть проблем, с которыми может столкнуться бизнес, не менее важно то, что могут появиться и проблемы со сбытом, если бизнес не захочет налаживать конструктивные отношения с местными общинами. Бизнесу выгодно иметь ясные и понятные правила игры, а потому объективно он заинтересован в том, чтобы строить отношения с поморами и поморскими лидерами на основе уже имеющегося законодательства о правовом статусе коренных малочисленных народов.

Страна и российское общество, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы за деятельностью крупных недропользователей был установлен не только государственный, но и общественный контроль в лице местных общин.

Что касается прав коренного населения, то, безусловно, начинать надо с прав личности - экономических, политических социальныех и культурных. Культурные права опираются на два базовых правовых принципа: право на отличие и право на культурную свободу.

Право на отличие означает, что каждый человек может говорить на любом языке, исповедовать любую религию, быть приверженцем любых культурных традиций и образа жизни. При этом государство не только не может препятствовать этому, а должно создавать условия для изучения человеком родного языка, поддержания культурных традиций. В этом смысле поморы имеют полное право претендовать на сохранение своей культурной самобытности и признание этой самобытности со стороны официальных органов.

Право на культурную свободу с другой стороны базируется на том, что каждый человек вправе сам выбирать те культурные нормы (включая язык), которые для него являются предпочтительными. Это означает, что навязывание языка, традиций, веры, идентичности (в любой его форме) есть покушение на право культурной свободы. Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" предусматривает предоставление названного статуса культурным группам, численность которых не превышает 50 тыс. человек, с одной стороны, и группам, в системе жизнедеятельности которых промысловая деятельность сохраняет свое значение - с другой. Рыболовство и зверобойный промысел, как известно, относятся именно к промысловой хозяйственной деятельности, а они важны для значительной части сельского населения Архангельской области (я здесь не оцениваю ранее принятые меры, направленные на ограничение этой деятельности).

Что касается науки и позиции ученых-этнографов в отношении поморов, то традиционная точка зрения состоит в том, что поморы - это особая этнографическая группа русского народа. Иногда их называют субэтносов, т.е. достаточно самостоятельной частью народа, имеющей существенные культурные отличия. Дискутировать по этому поводу я не собираюсь, ибо любые классификации условны.

Но в этой связи возникает закономерный вопрос: может ли этнографическая группа доминантного этнического сообщества претендовать на получение статуса "коренного малочисленного народа", ибо у нас среди политиков сложилась точка зрения, что национальная политика - это политика в отношении нерусских народов, в отношении меньшинств.

Поморы могут претендовать на искомый статус, поскольку, согласно Конституции РФ, равенство прав всех граждан страны гарантировано. В Концепции государственной национальной политики РФ, принятой в 1996 г. подчеркнуто, что эта политика распространяется на все народы страны, т.е. включая русских. Кстати там же указано, что все народы страны (исконно проживающие на ее территории) принимали участие в формировании российского государства и в этом смысле все они являются коренными. Наконец, возможно это самое главное, мы имеем прецедент, когда одна этнографическая группа русского старожильческого населения получила статус "коренного малочисленного народа". Таким прецедентом является включение в перечень коренных малочисленных народов РФ камчадалов.

Теперь не менее важный аспект проблемы - политический. Мне представляется, что политическая мотивированность придания поморам статуса коренного малочисленного народа очевидна, а потому политики должны активно поддержать эту идею, если, конечно, они являются ответственными и патриотично настроенными политиками.

На мой взгляд, поморы должны и могут стать тем противовесом, который необходим для сдерживания экономического и политического эгоизма этнических меньшинств здесь на европейском севере. Не секрет, что некоторые политизированные деятели этнонациональных организаций малочисленных народов Севера, финно-угорских народов РФ активно противопоставляют свои группы государству, значимость этничность оценивают выше, чем гражданство и гражданскую солидарность, готовы использовать политическую поддержку со стороны Запада в своем противостоянии с государственными институтами. Выезжая на Запад, эти деятели часто говорят о государственном гнете, об ущемлении интересов меньшинств (и об их "особых правах") и вообще стараются работать против международного имиджа России. Их эгоизм подогревается тем, что на поле этнополитики у них нет конкуренции со стороны доминирующего этнического сообщества, т.е. русских, а некоторые политики бездумно готовы поддерживать эту ситуацию.

Второй важный политический аргумент - это интеграционные возможности поморской идеи и, если хотите, поморского бренда. В политических кругах давно обсуждается идея укрупнения регионов, в том числе и на европейском севере. Но эта идея здесь до сих пор не имеет идеологического и культурного обоснования. На мой взгляд, идея Большого Поморья и поморской идентичности в целом есть и идеологический, и культурный концепт, который может быть положен в основу интеграционного процесса на европейском севере. Кстати, стоит заметить, что большинство населения северных регионов, как показали данные нашего исследования проведенного в 2010 г. в Архангельске, Мурманске и Сыктывкаре, поддерживают идею объединения северных регионов.

Следующий аргумент касается как собственно внутренней политики, так и политики безопасности. В последнее время по понятным причинам власти России уделяют особое внимание укреплению северных рубежей РФ. В Печенге будет расквартирована специальная арктическая бригада, в ближайшие годы намечено усиление подразделений пограничной службы на европейском севере. И в этой связи встает вопрос о том, почему из комплекса мер по укреплению безопасности выпадает очень важное звено, а именно: сохранение естественных рубежей. Я имею в виду не "лесные завалы", а поселения по берегу Белого моря и других арктических морей, где издавна проживало население и которые выступали и могут выступать как органическое звено системы безопасности, ибо на одних пограничников эта система опираться не может (и в России всегда подразумевалось участие населения в охране границ, биоресурсов и т.д.). Для того, чтобы эти поселения играли свою роль в системе безопасности, надо закреплять здесь населения, создавать стимулы для ведения хозяйственной деятельности, предоставлять различные преференции, что и подразумевает придание местным сообществам статуса коренного малочисленного народа.

Охранять пустые берега можно, но это будет, во-первых, стоить дороже, а, во-вторых, здесь возникает еще одна проблема. Эта проблема связана с широко распространенной в политической и общественной мысли Запада идеей ничейной земли.

Суть концепции ничейной земли состоит в следующем: если какое-либо государство не в силах освоить определенные территории, закрепить там население, то значит, оно расписывается в своей недееспособности, а земли, которые не в силах освоить данное государство можно называть ничейной землей и на их освоение могут с полным правом претендовать другие игроки. Отсюда очевидно, что надо сделать все, чтобы побережье Белого, Баренцева, Карского морей не превратилось в безлюдную, а значит ничейную землю. Отчасти этому может помочь придание поморам статуса коренного малочисленного народа, хотя нужны и другие меры тоже. Но здесь я уже коснулся геополитики, а потому продолжу геополитический дискурс.

Проблема безопасности, касается еще несколько важных позиций. Во-первых, нельзя оттолкнуть поморское движение от властей и тех, кто симпатизирует поморской идее не желательно превращать в потенциальную оппозицию власти, ибо, как известно, этничность или, как у нас говорят национальная проблематика, может быть очень мощным политическим оружием.

Во-вторых, определенные политические акторы на Западе готовы разыгрывать этническую карту с тем, чтобы не только повредить имиджу России в мире, но и дестабилизировать ситуацию в отдельных российских регионах. Еще полвека назад, к примеру, в США был принят закон "О порабощенных народах", суть которого состояла в поддержке народов, оказавшихся под коммунистическим гнетом. Закон не отменен, но трактовка угнетенных народов меняется, а понимание того, какое сообщество следует называть народом, а точнее этнической группой, в России и на Западе несколько отличается. А точнее сказать общепринятых критериев в мире просто нет. Не используем поморскую карту мы, она станет козырем в других руках - эту опасность всегда надо иметь в виду.

Поморы как сообщество, исторический опыт поморов и их хозяйственная специфика могут быть мощным инструментом в геополитических спорах, которые все очевиднее дают о себе знать в арктическом бассейне. Речь идет об обосновании прав на пользование природными и биологическими ресурсами региона, о приоритетных правах и т.д. Для обоснования наших прав на акваторию арктических морей устраиваются дорогостоящие и совершенно бесполезные акции и экспедиции (с расстановкой по дну российских триколоров), которые нисколько не усиливают позиции России. При этом у России есть очевидный исторический и культурный аргумент, которым надо усиленно пользоваться. Этот аргумент состоит в следующем: поморы освоили арктические территории много столетий назад и значительная часть этих территорий находится в зоне их хозяйственных интересов (их можно называть Территориями Традиционного Природопользования), здесь они ведут промысловую деятельность и поэтому претендовать на эти территории каким-либо образом, значит покушаться на права поморов, которые есть исконное население региона и более того - особо охраняемая культурная группа. В этом плане придание им статуса коренного малочисленного народа только усилит позиции России в геополитических спорах в Арктике. Более того, используя аргумент коренного народа можно договориться с Норвегией о предоставлении России особых прав на пользование биоресурсами в районе Шпицбергена, поскольку эта территория исторически была освоена именно поморами.
Известия

Я бы остановился еще на одной проблеме, которая имеет общерегиональное значение, но связана с поморами и с их статусом. У каждого региона есть вилка возможностей в рамках которых он вынужден развиваться. Как правило, этих возможностей не очень много и регионы ищут дополнительные стимулы и ресурсы для развития. У Архангельска тоже возможности для развития ограничены. В этом смысле поморы, их культурная специфика могут рассматриваться как некий РЕСУРС, успешное включение которого в планы регионального развития может дать дополнительные стимулы и возможности для развития как региона в целом, так и отдельных местных сообществ, депрессивных районов. В Коми, к примеру, таким ресурсом стала культурная специфика усть-цилемов. Превратив эту специфику в общероссийское культурное наследие власти Усть-Цилемского района привлекли к себе не только внимание властей всех уровней, но и обеспечили приток туристов, поступления по линии Министерства культуры РФ и т.д. Превращение поморской культурной специфики в региональный ресурс, на мой взгляд, будет крайне полезным, а умелое использование этого ресурса позволит получить дополнительные стимулы для регионального развития.

Таким образом, позиции различных вовлеченных в проблему игроков не остаются статичными и это объяснимо. В Архангельске лучше других понимают, какой ресурс у них есть, но меньше других способны его мобилизовать", - заключил профессор.

Подробности:http://www.regnum.ru/news/1394841.html#ixzz1KbUaCm3P
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 164
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.11 08:26. Заголовок: Эксперты: При освоен..


Эксперты: При освоении Арктики нужно учитывать, что Поморье - особый регион

http://www.regnum.ru/news/1171696.html

Прежде чем начать работать в регионе российской Арктики, представителям как российских, так и зарубежных компаний, желающих участвовать в промышленной добыче и транспортировке углеводородного сырья, надо понять, что это особый край, играющий уникальную роль, как в российской, так и в мировой геополитике. Понимание исторических и современных реалий поможет руководителям и управленцам избежать фатальных ошибок при выборе решений и сценариев развития в этом регионе, пишет журнал "Созвездие".

Если посмотреть на географическую карту европейского Севера России, нетрудно заметить, что в самом центре этого обширного края расположен самый большой город на циркумполярном пространстве Арктики - Архангельск, столица Поморья. Столетиями игравший роль первых морских ворот в Европу и Арктику, город Архангельск не утратил своего значения и по сей день. Первый европейский морской порт России, первый центр российского морского судостроения и международной торговли, он не раз переживал этапы экономических взлетов и падений. Но каждый раз, после очередного падения он непременно поднимался вновь. Таким необычным свойством к возрождению обладают только по-настоящему сильные геополитические центры.

"Архангельск и Поморье находятся в той стратегической позиции, которая более всего отвечает принципу стратегической интеграции Севера в интересах федерального Центра", - убежден руководитель российского Центра геополитических экспертиз, лидер Международного евразийского движения, геополитолог Александр Дугин.

"Регион европейского арктического севера России сегодня оказывается объектом пристального интереса политиков, ибо он является одним из самых перспективных регионов для добычи энергетического сырья. Но при этом, циркумполярная зона, в границах которой он находится, стала зоной столкновения геополитических интересов нескольких стран, в том числе России и США", - считает эксперт Сети раннего предупреждения и мониторинга конфликтов в России и странах СНГ при Институте этнологии РАН, этнополитолог Юрий Шабаев.

"Любое ослабление Архангельска всегда приводило к падению влияния российского Центра на регионы Севера, - указывает директор Поморского агентства территориального развития (ПАТРа) Вадим Трескин. - Сегодня потребность российских властей в сохранении этой стратегической роли становится все более очевидной. Глобальное таяние арктических льдов облегчает доступ иностранных государств к морским шельфам России, и заставляет российские власти усиливать ее суверенитет в российской Арктике. Несмотря на политические и экономические ошибки прошлых лет, которые серьезно ослабили Архангельскую область, она по-прежнему выполняет свою главную функцию - объединяет потенциал северных субъектов Российской федерации. Неизменное кредо властей Архангельской области - не конкуренция, а взаимное усиление субъектов Северного экономического района, включая Мурманскую область, и Ненецкий автономный округ, и даже север Норвегии. Не воевать друг с другом за право обслуживать нефтегазовые проекты, не делиться на своих и чужих, а разумно распределить тот промышленный и человеческий потенциал, которым обладают все субъекты на Севере".

По мнению Вадима Трескина, Поморье столетиями объединявший международный экономический, культурный потенциал приморских арктических территорий и населяющих их народов, можно рассматривать как российский прообраз и эквивалент современного Баренц-региона. "Этот исторический регион в наши дни представлен территориями Мурманской и Архангельской областей, республики Карелия, Ненецкого автономного округа, - рассказывает Вадим Трескин. - В зону Поморья исторически входят и территория Кольского полуострова (Колы), и Новой Земли (Матки), и Шпицбергена (Груманта). А в прошлом - даже северной Норвегии, потому что не секрет, что города Вардё, Вадсё и Тромсё возникли и получили развитие благодаря поморской торговле с Архангельской губернией. Современная Архангельская область расположена в самом центре этого древнего края, и представляет собой Центральное Поморье".

Арктические планы

Сегодня Европейский Север России - геополитический форпост страны в богатой энергоресурсами Арктике, стратегическое значение которых трудно переоценить. Но в связи с приближающейся волной новой интернационализации российской Арктики, России необходимо срочно закрепить свои геополитические позиции, считает профессор Поморского государственного университета, основатель научной школы "Регионология: северное регионоведение" Юрий Лукин. По его мнению, сейчас на первый план выходят даже не проблемы добычи углеводородного сырья, а вопросы безопасной навигации и создания современной надежной инфраструктуры в российской части Арктики. Особую роль в цивилизованном освоении Арктики, по мнению профессора, должен сыграть новый федеральный университет, который центральные власти планирует учредить в Архангельске. "Лично мне очень хотелось бы, чтобы новый вуз носил имя "Арктический", - поведал Юрий Лукин. - Но дело не в названии, а в арктической сущности нового университета. Я хотел бы подчеркнуть, что кредо нового федерального университета в Архангельске - не конкуренция внутри страны, а кооперация, межрегиональное сотрудничество на благо России. В этом плане Северный федеральный университет должен будет стремиться к разностороннему сотрудничеству с другими ведущими образовательными и научными центрами России, имеющими сильные позиции в подготовке кадров, научно-инновационном обеспечении освоения Арктики, развитии северных территорий страны. Давно пора учредить Арктическое отделение Российской академии наук (РАН), состоящего из Архангельского научного центра РАН, Кольского научного центра РАН, Коми научного центра РАН, Карельского научного центра РАН".

Кроме того, Юрий Лукин считает, что назрела необходимость создания в России нового Арктического края, включающего в свой состав Архангельскую и Мурманскую области, Ненецкий автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ. В этом случае новый Арктический край, а также Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ образуют Арктическую зону России.

Стратегия присутствия

По мнению экспертов, залогом системного присутствия России в Арктике является устойчивое территориальное развитие на основе постоянно живущего населения. Силами только временного населения - вахтовиками, полярниками, военными и пограничниками Россия не сохранит свои позиции в Арктике, считают эксперты.

При освоении Арктики "нельзя забывать о культуре коренного населения, о развитии его традиционных промыслов", - заявил на заседании Совбеза в Кремле, посвященном Стратегии России в Арктике, президент РФ Дмитрий Медведев. Тем самым Президент обозначил постоянное население арктических регионов как стратегический элемент государственной безопасности РФ. В условиях, когда Россия снова испытывает вызовы, связанные с шельфами, и пытается доказать свой суверенитет над ними, она может чувствовать себя более или менее уверенно, если на отдаленных прибрежных территориях Арктики будут постоянно находиться ее граждане, преимущественно из числа постоянно живущего населения, адаптированного к местным климатическим условиям. Традиции предков, открывших для современного мира арктические земли и пространства, способны стать основой для нового высокотехнологичного освоения Арктики на основе постоянного населения Поморья.

"Важно отметить, что далеко не случайно самая большая численность постоянных жителей на всем циркумполярном пространстве исторически сложилась именно на территории Архангельской области, - подчеркивает директор Поморского агентства территориального развития (ПАТРа) Вадим Трескин. - Для сравнения: в соседних регионах Заполярья, до начала массовых переселений заключенных и вербованных в ХХ веке, постоянное население было малочисленным, и за сотни лет не создало больших городских поселений. Архангельск же можно с полным правом назвать оазисом жизни у входа в Арктику. Первыми преимущества этого края осознали древние жители Беломорья, которые еще тысячи лет назад избрали для постоянного местожительства этот район. Отсюда они уходили в Арктику на дальние сезонные рыболовные промыслы, но их дом и семьи оставались в Поморье. Все это позволяет современным экспертам рассматривать территорию Архангельской области как наиболее перспективное место для проживания самых больших групп северян вблизи Полярного круга. Этот потенциал Архангельска открывает большие возможностями для вовлечения местного человеческого ресурса, адаптированного к жизни на Севере, в самые амбициозные проекты освоения арктических шельфов и развитие Северного морского пути".

Арктика в центре

"Именно тот факт, что наши предки веками жили на крайнем севере, может стать мощнейшим аргументом в межгосударственном споре за российскую Арктику, - считает эксперт по развитию территорий Севера, директор Института общественных и гуманитарных инициатив Глеб Тюрин. - Столица Поморья является историческим центром освоения Арктического региона - это данность, которая, почему-то, мало кому сегодня известна и фактически замалчивается. Тем не менее, исторические доводы сегодня могут значить очень много. В представлении многих наших современников, освоение Арктики началось лишь в 30-е годы ХХ века. Это ошибочные стереотипы, и пора открыть всему миру роль поморов в освоении российской Арктики, ведь большая ее часть открыта и освоена именно ими. Не случайно все арктические экспедиции отправлялись в Арктику из Архангельска, а их команды состояли из местных жителей, не только владевших многовековым опытом арктической навигации, но и максимально адаптированных к суровым северным условиям жизни".
Известия

Сегодня, как и прежде Архангельск - это историческая, культурная столица Поморья, ведущий административный, промышленный центр России в Арктике. Современная Архангельская область - это и центр атомного судостроения и судоремонта, и логистический центр Северного морского пути, и космический Центр России, и северный научно-инновационный образовательный центр. А предстоящее создание в Архангельске Северного федерального университета должно еще крепче увязать друг с другом эти централизующие стратегические позиции. На благо России, Поморья и Арктики.

"Созвездие". 3.06.2009. Иван Моссев

Подробности:http://www.regnum.ru/news/1171696.html#ixzz1KbVZP8kR
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 165
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.11 08:28. Заголовок: Разрушителю Архангел..


Разрушителю Архангельска - СЛАВА

http://www.zpg29.ru/index.php?id=1544

Легенды о роли личности Петра I в экономическом развитии Архангельска, как правило, не имеют ничего общего с реальностью

Вместо того чтобы изучать историю, её у нас нередко насилуют в угоду политике и стереотипам. Как и в советские годы, российским школьникам дают мифологизированные оценки роли исторических личностей.

В прошлом номере газеты мы опубликовали материал «Петровский или Ломоносовский?» (№ 6 (15) от 12 апреля этого года или на сайте www.zpg29.ru). Звонков в редакцию было, что называется, хоть отбавляй. Горожане высказывали разные мнения, порой противоположные и категоричные. Но все хотели узнать правду об отношении Петра Первого к Архангельску, и сегодня на вопросы «ЗПГ» отвечает известный северный краевед, публицист, член президиума Архангельского регионального Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Иван МОСЕЕВ.

- Сейчас все официальные российские историки утверждают, что Архангельск не является родиной отечественного флота, потому что Пётр I создавал первый флот не в Архангельске, а в Воронеже. Так ли это?

- Сегодня миф о том, что именно Пётр построил первые российские судоверфи и корабли доведён до абсурда. Архангельска как признанной родины отечественного морского флота в истории России больше нет! Родиной флота вся Россия считает Воронеж и Переславль-Залесский. Обыватель слепо верит официальным историческим мифам и не задумывается о том, что в Архангельске задолго до того, как Пётр построил первые суда в Воронеже, уже были и судоверфи и, разумеется, огромный по тем временам флот промысловых и торговых поморских судов. Пётр не смог бы создать свой флот без Архангельска и поморов. Из сухопутных помещичьих крестьян центральной и южной России нельзя было набрать опытных матросов и судостроителей. Поэтому, не имея морского опыта поморов, Пётр I ещё долгие годы плавал бы в своих потешных прудах.

- Но ведь роль царя в истории нашего края переоценить трудно. Или и тут нас ввели в заблуждение?

- Многие архангелогородцы, попавшие под влияние мифологии о Петре I, уверены, что именно с него начался бурный расцвет Архангельска. Но это глубочайшее заблуждение. Знают ли архангелогородцы, что даже Соломбальская государственная судоверфь была заложена вовсе не Петром I, а Иваном Грозным в 1581 году? А в 1602 году на этой верфи строил морские корабли царь Борис Годунов. Так что судоверфь в Соломбале работала задолго до приезда Петра в Архангельск. Пётр просто использовал уже готовый поморский ресурс и при этом погубил множество людей. Последствия его реформ особенно тяжело отразились на Архангельске.

- Какие указы Петра особенно сильно ударили по Архангельску?

- Согласно указам Петра I в 1719 и 1724 гг. свободное поморское черносошное крестьянство было лишено своих свобод, дарованных ещё Иваном Грозным, и переведено в разряд государственных крестьян. Своими указами Пётр запретил поморам строить традиционные морские промысловые суда и потребовал строить корабли на манер иностранных. Многие их этих европейских судов не были приспособлены для плаваний в наших северных морях. Это тоже подорвало морские промыслы. Кроме того, далеко не каждому было по карману строить европейские гукеры и шхуны.

- А что в таком случае стало с поморскими промыслами?

- Пётр передал их своим прибыльщикам и монопольным компаниям. Это означало, что коренным поморам запрещалось ловить рыбу и бить морского зверя, из-за чего в неурожайные годы в Поморье царил голод. В середине XVIII века крестьяне Ковской волости писали: «По неимению у нас семужьих промыслов... платить подушных денег не в состоянии, и по крайности пришли к отчаянию и претерпеваем великий голод, употребляем себе в пищу... гнилое дерево и белый мох».

- Всем известно, что в Поморье никогда не было крепостного права. Как же Пётр относился к этому факту?

- Пётр не церемонился с людьми, его мало интересовало, что поморы - это не крепостные крестьяне. Если ему требовались рабы, он просто превращал в них своих подданных. В 1712 Пётр I забрал для службы на флоте 500 поморов, в 1713 - 550, в 1715 - 2000. Причём брал самых лучших молодых работников, обрекая их семьи на голодное существование, разорение и нищету. Тысячи семей лишились тогда своих кормильцев. В именном указе архангельскому губернатору от 9 октября 1714 года Пётр I пишет: «В Сумском остроге, на Мезени и в других местах, где есть лучшие работники, которые ходят на море за рыбным и звериным промыслом на кочах, набрать 500 матросов, и чтоб оные были не стары, не увечны, а именно, чтобы были летами не старше 30 лет». Жестокость и презрение к подданным, глумление над традиционной культурой коренного населения России были неотъемлемой чертой Пётра I.

- Правда ли, что Пётр I вообще не считал за людей оленеводов-ненцев и обращался с ними буквально как с животными?

- Вот что собственноручно писал «просвещённый самодержец» архангелогородскому вице-губернатору П.Е. Лодыженскому 11 января 1717 года: «Господин вице-губернатор. По получении сего указу сыщите двух человек самоядов (т.е. ненцев) молодых ребят, которые б были дурняя рожием и смешняе, летами от 15 до 18, в их платье и уборах, как они ходят по своему обыкновению, которых надобно послать в подарок грандуке флоренскому. И как их сыщите, то немедленно отдайте их тому, кто вам сие наше письмо объявит. Пётр».

То, что ненцы не животные, а люди, Петра I нисколько не волновало. Но это не может не волновать современных жителей Архангельска. Ведь чествование в Архангельске Петра I оскорбительно и для поморов, и для жителей Ненецкого автономного округа, с которым Архангельск налаживает отношения.

- Почему образ Петра все же популярен в Архангельске?

- Потому что власти его сделали культовой фигурой. Логика почитателей этого царя незатейлива: она основана на растиражированном мифе о царе-просветителе, царе-демократе, некоем вожде, который якобы прорубил окно в Европу и вывел Россию к некоему светлому будущему. Примерно так же впоследствии создавался культ вождя Ленина, вокруг личности которого был создан миф о его любви к рабочим, к детям, к Родине... И - культ великого спасителя России, учёного и полководца Сталина... Эти мифы возникли не в народной среде, их создавали специальные государственные структуры. На бюджетные средства по всей стране этим царям-вождям ставили памятники, придворные поэты и писатели воспевали их в своих произведениях. А цензура и карательные органы следили за тем, чтобы никто не пытался разрушать эти мифы.

- С какой целью создавался культ Петра?

- Цель любого культа личности - внедрение в сознание народа мифа о «народной» природе власти. Вспомните, что в основе культа Петра лежит миф о том, что царь на равных общался с простыми людьми, уважал трудовой народ и работал плотником. А другой вождь Ленин носил бревна на субботнике, отдавал свой хлеб сиротам. На самом же деле за пропагандисткими мифами и культами «народных» царей и вождей всегда скрываются чудовищные преступления против народа. И, как правило, чем мощнее культ личности - тем чудовищнее эта личность была в реальности. Но миллионы россиян действительно верили, что Россия всем обязана этим царям и вождям. Удивительно, что даже сегодня потомки жертв верят пропаганде и мифам. В психологии есть термин «стокгольмский синдром», это когда заложники и жертвы начинают любить и активно защищать своих мучителей. Если основываться на фактах, то Архангельск - это, несомненно, жертва Петра Первого, который фактически подорвал мощь столицы Поморья, принёс его в жертву С.-Петербургу.

- Если Архангельск является жертвой Петра, почему у нас в городе на самом лучшем месте стоит его памятник?

- Архангельск забывает, что он не Санкт-Петербург, и подражает северной столице, обезъянничает. Выглядит это нелепо... Для Петербурга культ Петра обоснован исторически, но для Архангельска, который был принесён в жертву Петербургу и лишён статуса международного торгового порта, почитание Петра - признак слабоумия местных элит, которые скорее всего и не являются элитами. Культ Петра в Архангельске постоянно поддерживается исторической пропагандой и рекламой: очевидно, с подачи местных элит изображение памятника Петру I напечатано даже на 500-рублёвых купюрах. В итоге, по мнению обывателей, это является отличным поводом для провинциальной гордости за Архангельск. Некоторые горожане даже всерьёз считают, что Пётр основал Архангельск. А почему бы и нет? Ведь если в самом центре Архангельска стоит памятник этому царю, а его именем в 90-х годах назван парк рядом с мэрией, значит, он наверняка достоин не меньшего культа и почитания, чем в Петербурге.

- Памятник Петру в Архангельске построен по инициативе благодарных горожан?

- Вопреки обывательскому мнению, памятник царю в центре Архангельска появился отнюдь не по желанию населения, а по инициативе чиновников. Идея поставить памятник Петру в Архангельске принадлежит губернатору И.В. Сосновскому, который в 1909 году затратил 5000 бюджетных рублей на покупку бронзовой статуи царя к юбилею Полтавской битвы. Причём статуя Петра I в Архангельске - это не оригинальный памятник. Похожие памятники-копии стоят в других городах России и отличаются они друг от друга не больше, чем оловянные солдатики из общей коробки. Вспомните, как выглядит памятник в Петергофе? Почти один к одному он похож на архангельский памятник Петру. Очевидно, что даже исходя из этого, памятник Петру I в Архангельске не может претендовать на то, чтобы считаться эксклюзивным символом столицы Поморья. Но мифы сильнее разума.

- А были в Архангельске сооружения, построенные только за счёт поморского населения?

- Конечно. Например, знаменитая Новодвинская крепость была построена не на государственные, а на народные средства жителей 7 поморских городов. Строительство крепости велось силами и на средства поморских граждан, с которых было собрано по рублю с каждого двора. Кстати, именно поморы одержали самую первую победу России над непобедимой Швецией у стен Новодвинской крепости. Но памятника герою этого сражения - знаменитому поморскому кормщику Ивану Рябову (Седунову) - в Архангельске нет. Он оказался малозначительным для городских властей на фоне культа царя Петра.

- Чем же так не угодил Архангельск царю?

- Пётр хотел, чтобы Петербург стал главным международным морским портом России и рассматривал Архангельск исключительно как конкурента своему детищу. В угоду новой российской столице он всячески ограничивал товарооборот Архангельского порта. Но ограничительные меры не дали ему желаемого результата, а к 1710 году обороты архангелогородской ярмарки, согласно таможенной «перечневой выписке», достигали 2 млн 773 тысяч рублей, что вызывало ярость у Петра I, желавшего быстрейшего роста Петербурга, но отнюдь не Архангельска. Тогда Пётр решил, что конкурента надо уничтожить. И 11 декабря 1724 года Пётр I именным указом запретил иностранным торговым кораблям приходить в Архангельск. Это привело к резкому краху экономики столицы Поморья, массовому обнищанию поморов, и уже никогда Архангельск не мог достичь былого процветания.

- Почему в Петербурге культ Петра уместен, а в Архангельске нет?

- Потому что для Петербурга он действительно отец-основатель, а для Архангельска - наоборот. Вместо культа Петра Великого в Архангельске уместнее развивать культ Великих поморов: Михайлы Ломоносова, Ивана Рябова, Семёна Дежнёва, Ерофея Хабарова, Саввы Лошкина и других. Но сломать стереотипы будет очень сложно. Так что ещё не одно поколение горожан будет благодарно Петру, не зная, что он фактически ненавидел Архангельск.

Беседовал
Тофилий ДЫМНЫЙ
Фото Владимира ФИСОИ

P.S. Редакция газеты «Защита прав граждан» предлагает читателю высказать своё мнение по этой теме. Кому как не архангелогородцам пора начать дискутировать, спорить, комментировать то или иное мнение наших авторов. Пишите, звоните, или ждём вас на сайте издания: www.zpg29.ru

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 166
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.11 12:14. Заголовок: Книги о Поморье и по..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 167
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.11 21:00. Заголовок: Поморская кухня htt..


Поморская кухня

http://www.treskoed.ru/kultura/

Поморьска шолныша

Термины из поморской кухни:

Шолныша – по-поморски кухня, т.е. место в доме у печи, где готовится пища. (Поморьска шолныша – поморская кухня).

Куим – обед в складчину у поморов (когда никто не смотрит, кто и сколько съел с общего стола, российский прообраз «шведского» стола).

Браццина – пивной праздник в складчину.

Брашно – по-поморски вкусная пища.

Наеда – сытная пища.

Верьхосытка – десерт.

Истовённой – настоящий, натуальный (напр. истовённой кофий).

Тук – горячее топлёное масло (шаньги по-поморски едят горячими, макая их кусочки в маленькую глиняную плошку-ладку с туком).

Кёж – ягодный сок.

Паюс – рыбий пузырь (поморы удаляют все рыбные внутренности, кроме икры, молок и воздушного пузыря, который очень вкусен в жареной рыбе).

Ужада – жажда.

Рёцькать – жадно есть.

Спроёмно сыт – насытился до предела.

Солоно-воложено – посолено и полито соусом.

Заурея – полярная сельдь.

Руно – косяк рыбы.

Юровшшик – главный в поморской артели.



Поморская посуда

Кара – деревянная прямоугольная тарелка-поднос для варёной рыбы. Представляет собой выдолбленную в виде подноса осиновую дощечку, на которую выкладывают на стол варёную рыбу. Дно у кары имеет едва заметный наклон, чтобы горячий сок с рыбы мог стекать в ложбину, благодаря чему рыба быстрее остывает и не размокает.

Полотуха – особое берестяное корытце для хлеба и рыбы.

Братынь – медная низкая чаша с желобком-носиком для пивных праздников.

Ладка – глиняная овальная плошка для запекания рыбы в печи. Ладка использовалась вместо тарелки.

Ладка – глиняная плошка овальной формы для запекания рыбы в русской печи, выполнявшая кроме того роль тарелки. В ладках также ставят на стол горячее топленое масло, в которое макают кусочки горячих шанежек.




ПОГОВОРКИ К СТОЛУ

Поморские поговорки про рыбу

Трешшоцьки не поиссти, дак и не поробить.

Гостю дорогому андела - в цяшку, Святого Миколу – в ложку, трешшоцьку в ладку, калитку на верьхосытку.

Сёмга царска рыба, да не главне трески.

Зла зубатка, да на столе сладка.

Ленив палтус, с того и жирён.

Камбала на боку лежала, звезды считала, оттого у ей глаза в небо глядят.

Пинагор - рыбка мала, да икра у ево сама скусна.

Шшука свята рыба, у ей в головы крест костяной.

С ладки кажна рыбка сладка.

Квашена камбала душна, да порато скусна.

Поговорки про хлеб

Доброму да работяшшёму хлеб слашше пряника.

Хлеб доедай, свово шшастья не оставляй.

Помор без хлеба за стол не садицце.

Доброму гостю во-перьво хлеб на стол ставят - еды начало.

Солоно да воложено - с хлебом иссть положено.

Краюху ножом не режут, ей нать рукама ломать.

Поговорки про выпечку

Кто кулебяку с треской не отведал, тот в Архангельске не был.

Горяцю шаньгу насухо не глотай, макай в топлёно маслицё.

Курник с сигом – райска наеда.

Без пирогов с ягодама праздник не живёт.

Калитка - еда сытна, она в море и обедня, и ужна, и паужна.

Кулебяку с трешшоцькой съел - полдня сытой.

Голодному и репишной калитки дородно.



Роль ягод в поморской кухне, ягодный кёж, ягодные соусы

По поморски брусника – бруска, брусвяница или канабра (переспелая тёмно-красная брусника). Голубика по-поморски гонобель или гонобобель. Чёрна вороника – сиха. Лесная земляника - монсиха. Мороженая клюква – жаровиха. Из всех этих ягод поморы делают напиток-кёж. Кёж – это свежевыжатый ягодный сок, концентрированный ягодный морс. С кёжем и кисель варят, и чай пьют. Ягодными кёжами красят глазурь для украшения разноцветных пряников-козуль. Любая поморская каша - солодяга, соцёнка или соломата - всегда смешивается с ягодами, брусникой или морошкой.

Соусы в Поморье

Воложа по-поморски соус. Рыбные соусы в Поморье делают на основе собственного сока рыбы и ягодного кёжа. Кислым кёжем жарену рыбу воложат (т.е. поливают кёжевым соусом). Лесными морожеными ягодами клюквы, брусники, морошки посыпают поданные к столу жаркое, рыбу и дичь. Сок от квашеной рыбы с вином используют как соус для поливания варёной камбалы и трески. Перебродивший смородиновый или морошковый кёж используется как винный соус. Очень вкусны поморские соусы на основе брусники с яблоками. Мёд в Поморье был привозным, использовался для приготовления хмельных напитков. Любопытно, что в соседней с Поморьем Норвегии народный норвежский хмельной напиток на основе мёда также называется «мьод».


Грибы в поморской кухне

В Поморье грибы называют губы, губки. Съедобными грибами поморы до последнего времени считали лишь белые грибы, обабки (подберезовики), красноголовики (подосиновики), моховики, волнушки, серушки и грузди. А, например, лисички, опята, шампиньоны и др. пластинчатые грибы поморы не собирали, так как не считали их съедобными. Из грибов варят губовницю, губицу, губницю (грибовницу) с картофелем и сметаной. Жарят с картофелем и сметаной. Смаком считается Крапивна губовница - грибовница со сметаной, картофелем и с молодой мелкой крапивой, которую заготавливают ранней весной и хранят замороженной в леднике. Очень почитаемы у поморов губники – пирожки с солеными грибами. Берёстова губка – гриб чага, завар которого пили как чай.


Поморский чай и кофе

Поморы одними из первых в России стали пить кофе и чай, которые поступали в Россию через Архангельский порт из Англии и Норвегии. Первыми среди поморов кофе стали пить мезенцы, поэтому они получили прозвище «мезенски кофийники». Поговорки: «Мезёна-город без кофия не живёт; мезёха кофий с самовара пьёт».

Выражение позолотить кофий в Поморье означает, добавить в кофе коньяк. Золоцёной кофий – кофе с коньяком.

До начала 18 вв поморы пили горячий кёж – напитки на основе ягодных соков, которые в горячем виде заменяли обычный листовой чай. «Цяй по-поморски нать не на воды, а на кёже заваривать». Пословица «Поморской цяёк – кёж да варяток (кипяток)». Поморский чай – это ягодный кёж с кипятком. Поморы любят чай с дымком, да с угольком (в котелок с чаем на несколько секунд опускают раскаленную головешку из костра для аромата, либо раскаленный уголёк из самовара опускают в чашку). Горма – по поморски травяной чай (а также название растения Кипрей, которое в России называют Иван-чаем). Позолотить цяй – значит добавить в него рому. Норвежской цяй – чай с ромом и ягодным кёжем (ром в Поморье привозили контрабандой из Норвегии). Багула – ягодный чай-кёж с багульником. Бруска – чай с брусничным листом.


Козули поморские

Найболее известны в Поморье козули архангельские, представляющие собой расписанные цветной сахарной глазурью рождественские пряники с корицей, гвоздикой и ванилью. Любопытно, что традиционная архангельская козуля никогда не изображает козу, обычно это олень, человек, дерево, дом, грибок, конь и т.д. Однако более древними, чем архангельские считаются деревенские сусляны пряники - «цёрны козули», предсталяющие собой свернутые спиралями круги из тонких жгутов ржаного сладкого суслового теста. Тесто для таких козуль делают из муки пророщенного ржаного зерна - рошши, имеющей сладкий вкус. Сахарная глазурь на чёрные козули не наносится. Обязательные для архангельской козули сахар, корица, гвоздика и ваниль в чёрной козуле не используются. Об архангельских и чёрных козулях писал Степан Писахов в своем рассказе «О козулях». Название козуля происходит от поморского слова козуля, что означает змейка, завиток, а не от слова коза, как ошибочно пишут этнографы. Коз в Поморье впервые завезли лишь в 30-х годах 20 вв., прежде козоводством в Архангельской губернии не занимались, держали только коров. Образ козули-змейки иначально был связан с осенним окончанием сбора урожая, осенним Новым годом или Новолетием. Позже обычай перенесен на зимнее Рождество и январский Новый год.

Легендарная еда

История про архангельску шаньгу

До Петра I шаньги пекли только в Поморье, а в остальной России пекли оладьи, ватрушки, лепешки, но про шаньги не слыхали. Однако, при Петре I поморские шаньги получили обероссийскую известность. А дело было так: в то время Петербург был ещё малоизвестным портом. Поэтому иностранные корабли по привычке предпочитали везти товары в порт Архангельска, который англичане назвали «морскими воротами в Россию». Обеспокоенный этим 4 апреля 1722 года Петр I своим указом запретил иностранцам привозить товары в Архангельск, и велел везти их только в С-Петербург.

Однажды, встретив в Питере голландского моряка, царь Пётр I спросил его:

-Ну что, лучше вам иностранцам приходить в Петербург, чем в Архангельск?

-Нет, гораздо хуже! – вдруг заявил голландский моряк.

-Это почему? – удивился Пётр.

-А потому, что в Архангельске для нас всегда были готовы шаньги. А у тебя в Петербурге их не пекут, - отвечал голландский моряк.

Тогда Петр велел всем питерским трактирщикам обучиться печь поморские шаньги. С тех пор шаньги стали известны по всей России, а иностранные корабли стали приходить в Петербург.


Лимонад по рецепту Петра I

В 1694 году Петр I в Архангельске пристрастился пить модный европейский лимонный напиток с сахаром. В августе, возвращаясь из Архангельска в Москву, Петр отправил Апраксину письмо с архангельскиим рецептом заготовки лимонов впрок для изготовления лимонада. Благодаря этому документу Архангельск можно считать родиной российского лимонада. Вот текст из письма Петра Апраксину с рецептом:

«Есть ли лимонов свежих будет много, половину осолить, а другую натереть на сахар, искрошивши, всыпать в бутылки, а нутрь изрезать и пересыпать сахаром в ставики же. А каково делать и тому послал я образец. А буде мало будет, все сделать в лимонад» (Письма и бумаги Петра I, т.1 стр. 26 (№24).




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 168
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.11 21:02. Заголовок: Фотографии поморов в..


Фотографии поморов в Северной Норвегии, г. Вардё.

Ссылка:http://treskoed.ru/foto/stoltenberg/

Чтобы просмотреть весь альбом, перейдите по ссылке picasaweb.google.ru/creatoff/xRNbrE

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 169
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.11 09:07. Заголовок: Поморы – победители ..


Поморы – победители Швеции

http://www.zpg29.ru/index.php?id=1587

Известный факт, что первая морская победа России над Швецией была одержана под Архангельском, в знаменитом бою у стен Новодвинской крепости. Решающую роль в этой яркой победе сыграли не царские стрельцы, не профессиональные военные или присланные наёмники-казаки, а коренные жители российского Севера – поморы

Как ни странно, о роли поморов в становлении сильной, обновлённой России историки и политики вспоминают редко. Видимо, потому, что сами-то они, в основном, не поморы и задержались на Севере случайно. На одном из состоявшихся недавно в Архангельске заседании по истории и культуре областной депутат с казачьими корнями неожиданно заявил, что никакого отношения к Новодвинской крепости поморы якобы вообще не имеют, а победили шведов казаки-гайдуки и петровские стрельцы.

Такое пренебрежительное отношение большинства депутатов к коренному населению, к поморской истории и культуре возможно только по причине полного исторического невежества. Современным «казачьим атаманам» в органах законодательной власти следует напомнить, что всё же не царские войска и не казаки-гайдуки обеспечили Петру его победу у Новодвинской крепости. Вся реальная тяжесть обороны Поморья и России от шведов легла на плечи поморского народа.

Иногда от историков можно слышать «толерантную» фразу, что, мол, «весь русский народ воевал со шведами». Нет, не весь! Не надо передёргивать исторические факты. Первая морская победа России над шведами была одержана именно поморами, населением конкретного региона – Поморья. И тому есть неопровержимые исторические доказательства.

С каждого двора - по рублю!

Для начала давайте зададимся вопросом, на чьи средства была построена Новодвинская крепость? Может быть, царь Пётр вынул деньги из казны и дал её Архангельску? Как бы ни так! Новодвинская крепость строилась на средства, собранные с жителей Поморья.

У Петра в казне в то время денег для строительства новой крепости не было, поэтому нужно было взять эти деньги у населения. Увы, у крепостных российских крестьян денег не имелось, они жили натуральным хозяйством, платили помещикам оброк урожаем. И при всём желании собрать деньги с крестьянского населения центральной и южной России Пётр не мог. Единственный регион, где не было крепостного права и поэтому уже сформировалось раннебуржуазное общество, было Поморье.

Поморы свободно владели землёй, имели право продавать и перепродавать, закладывать землю, оставлять её в наследство, как и прочее имущество. Но главное, что у населения были денежные сбережения. Позже «прогрессивный» царь Пётр своими указами лишит поморов всех перечисленных прав и свобод, разрушит экономическую самостоятельность Поморья, закроет Архангельский порт. Но именно благодаря экономической свободе в Поморье развивался мощный денежный оборот среди населения, и Петру оставалось лишь вынуть этот ресурс из региональной экономики и собрать с поморов сумму, необходимую для строительства Новодвинской крепости. С каждого двора жителей Поморья на возведение Новодвинской крепости было собрано по рублю! Таким образом, каждый коренной архангельский помор сегодня может с гордостью сказать, что в стены Новодвинской крепости вложены камни, купленные на деньги его предков.

Союз северных городов

Конечно, одному Архангельску было бы не потянуть столь масштабное строительство. Поэтому помимо столицы Поморья в возведении Новодвинской крепости участвовали ещё семь «поморских городов»: Архангельск, Мезень, Сольвычегодск, Кеврола (Пинега), Великий Устюг, Чаронда, Вятка и Тотьма. Все эти города официально назывались «поморскими» в государственных документах.

Дело в том, что в то время понятия Русский Север в России не существовало, а весь большой северный край назывался Поморьем. Выдающийся северный историк, профессор, ректор Поморского госуниверситета Владимир БУЛАТОВ однажды даже отметил, что в архангельском Поморье допетровского периода фактически создались условия для мощного экономического прорыва, благодаря чему Архангельск мог стать одной из мировых северных столиц. Но Пётр увёл этот ресурс на строительство Петербурга. Поморье представляло собой регион, где, по мнению историка, фактически сформировались условия для возникновения новой североевропейской нации, где в отличие от феодальной и отсталой России не было помещиков и уже зародилась первая национальная буржуазия. Академик Дмитрий ЛИХАЧЁВ также отмечал, что роль Поморья и поморов в истории военных побед Петра огромна. Поморы были очень опытными моряками и кораблестроителями. Все морские победы Петра на всех морях были одержаны благодаря тому, что корабельные команды набирались почти исключительно из поморов. Российские же крепостные крестьяне, стрельцы и казаки-гайдуки, не знавшие морского дела, никогда не вывели бы Россию на уровень великой морской державы.

Историческая роль поморов

Глядя на Петербург, не надо забывать, что его также строили в основном поморы. Даже символ Петербурга - Александрийский столп - был вытесан бригадой поморских камнетёсов во главе с зодчим Самсоном СУХАНОВЫМ, выдающимся поморским мастером из пинежской деревни Завотежица. Достоверно известно, что этот пинежский помор, как и большинство его земляков, в молодости ходил на морские промыслы на Грумант (Шпицберген).

Фактически, если говорить объективно, Пётр цинично вычерпал из Поморья все региональные материальные и человеческие ресурсы и сознательно уничтожил экономику Архангельского края. Сегодня многие говорят, что без этой жертвы не было бы Великой России. Но зачем делать вид, что этой жертвы не было?

Зачем приписывать победы Петра казакам и стрельцам? Почему Петру сегодня в Архангельске воздаются почести, а роль поморского народа, обеспечившего ему все его победы, сегодня сведена к нулю?

Новодвинская крепость

Главными строителями Новодвинской крепости были более двух тысяч строителей-поморов – каменщиков, плотников, поставщиков строительных материалов, транспортников. Практически вся экономика «поморских городов» была ориентирована на морские промыслы в северных морях и морскую международную торговлю через первый российский город-порт Архангельск. Канцелярия, собиравшая деньги с поморских городов, называлась «Семиградская изба».

Функцию разведки за границей также играли поморские торговцы. Они донесли Петру о том, что в шведском Готтенбурге снаряжается вооруженная пушками флотилия, которая скоро отправится на Север якобы для боя китов в Гренландии. В Архангельск были срочно присланы полки стрельцов и гайдуков (украинцев-казаков). Однако основная роль в обороне северных рубежей возлагалась на жителей Поморья. Всем двинским поморам были выданы ружья и иное оружие и предписано ходить дозором по берегу Белого моря, высматривая вражеские корабли.

В ночь на 24 июня к Мудьюгу подошли два фрегата и яхта под голландским и английским флагами. Это были шведы, которые притворялись мирными купцами. Незадолго до этого они захватили в плен архангельского переводчика Дмитрия БОРИСОВА и ягринского помора, служку Николо-Корельского монастыря, лодейного кормщика Ивана СЕДУНОВА (РЯБОВА). 16 царских стрельцов отправились досматривать корабли и были сразу же захвачены в плен. Это само по себе говорит о невысоком уровне военного профессионализма присланных в Поморье царёвых слуг.

Первая морская победа

Совершенно очевидно, что не стрельцы и не казаки-гайдуки обеспечили победу в решающем бою у стен Новодвинской крепости, а поморы Иван Седунов и Дмитрий Борисов. Именно они, рискуя своими жизнями, посадили на мель шведские корабли и поставили их под прямой обстрел крепостных орудий.

Боем у Новодвинской крепости фактически руководил не воевода, а местный стольник, помор ИЕВЛЕВ. Воевода же, как свидетельствуют исторические документы, попросту струсил и сбежал в Архангельск, едва началась стрельба из пушек. Лишь когда бой был закончен, воевода прибыл в крепость и стал бранить Иевлева, согласно документам: «бранить матерно, для чего ты не в своё воинское дело вступаешься». Вот вам и роль профессиональных военных в обороне Новодвинской крепости!

Кстати, позорно захваченных в плен царских стрельцов убежавшие в море на оставшихся кораблях шведы высадили на берег у о. Сосновец, откуда те с мытарствами добрались до деревни Пялицы. Там они встретили поморов, которые помогли им вернуться в Архангельск. Славный подвиг царских слуг, нечего и сказать…

Вот вам, уважаемые читатели, и ответ на вопрос, кто на самом деле одержал первую морскую победу России в бою у Новодвинской крепости. Это и есть боевой подвиг коренных поморов, которые отстояли независимость нашей Великой страны в том первом морском бою с могучим противником.

Даниил САМОВАРОВ

Фото с сайтов: http://www.allross.ru/arh
http://www.a-saratov.ru/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет